Найти тему
Chess'n'OK

Редкий чешский мат на три хода: красивая шахматная задача

Оглавление

Сегодня мы представляем одну из редких композиций чешской шахматной школы. Много писалось о типичной ошибке отождествлять чешскую школу со всеми задачами, имеющими правильные маты. На самом деле для неё главными являются красота и неожиданность образования матовых финалов, их нестандартность, смена функций белых фигур в матовых картинах, наличие тихих ходов, изящество построения.

Чешскую школу трудно понять, т.к. её принципы основываются на чувствах. Один только её элемент – правильный мат – поддаётся точной формулировке, и это сбивает с толку. Не случайно до сих пор многие считают, что основу чешской задачи составляют правильные маты. На самом деле для неё типичны не сами маты, а способ, которым они комбинируются. Базовые постулаты чешской школы сформулировали А.Кениг, Я.Добрусский, Й.Поспишил, Ю.Хохолоуш, Я.Дртина.

Czech chess composers Antonín König, Jan Drtina, Josef Paclt, Dr. Antonín Kvíčala, Karel Makovský, Karel Bohuš Kober, Dr. Jan Dobruský, Dr. Jan Pilnáček, Jiří Chocholouš, Karel Kondelík, František Moučka, Dr. Eduard Mazel, Josef Pospíšil, Jan Kotrč, Karel Peter Traxler Источник: commons.wikimedia.org
Czech chess composers Antonín König, Jan Drtina, Josef Paclt, Dr. Antonín Kvíčala, Karel Makovský, Karel Bohuš Kober, Dr. Jan Dobruský, Dr. Jan Pilnáček, Jiří Chocholouš, Karel Kondelík, František Moučka, Dr. Eduard Mazel, Josef Pospíšil, Jan Kotrč, Karel Peter Traxler Источник: commons.wikimedia.org

В чём особенности чешской школы

  • не менее 3 равноценных вариантов с разнообразными правильными матами;
  • отказ от сложных замыслов с одной центральной комбинацией;
  • мат тем ценнее, чем больше белых фигур участвует в его создании;
  • приветствуется: тихая игра, эхо-маты (эхо-хамелеонные), предоставление свободных полей чёрному королю, перемена функций ходов белых и чёрных фигур;
  • допускается (во имя изящества игры): дуали в неосновных вариантах, короткие и множественные угрозы.
Источник: www.alamy.com, "Chess - Encyclopedia" -theodora.com

Перед вами редкая и корректная задача из репертуара композитора Яна Дртина (J. Drtina). Несмотря на то, что задача на мат в три хода, она не столь трудна как думается. Обязательно!!! вспомните принципы чешской школы (никаких резких движений, тишина).

Смотрим на диаграмму - ходов то "кот наплакал". В ответе 4 матовых хода, два из которых имеют одинаковое матовое окончание. Естественно, первый ответный ход чёрных это превращение пешки в одну из четырёх боевых фигур последовательно.

Вот и сама диаграмма задачи

Мат в три хода , начинают белые.
Мат в три хода , начинают белые.

Любители и начинающие! Не проходите мимо, "глаза страшатся, а руки делают". "Гроссам и гигантам мысли" вольность полная, хотите пишите хоть один вариант ответа, оставляя место для друга. Ну, а если ещё откомментируете, огромнейшее спасибо. p.s. в комменте есть прямая подсказка, если кто укажет её тому бокал чешского.

Sv Norbert Источник: http://jj-tours.ru/articles/czechia/czechia-beer-10.html
Sv Norbert Источник: http://jj-tours.ru/articles/czechia/czechia-beer-10.html