Истцы просят Верховный суд признать постановление ЦИК незаконным и недействующим, поскольку оно нарушает права, свободы и законные интересы избирателей и кандидатов на выборах и противоречит федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав».
Постановление о трехдневном голосовании нарушает сразу три права, гарантированные законом «Об основных гарантиях избирательных прав»:
- Право избирать и быть избранным на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 3, ст. 7)
- Право в наблюдении за проведением выборов (п. 28 ст. 2, п. 4 ст. 30)
- Право участвовать в предвыборной агитации на равных условиях (п. 28 ст. 2, ст. 48).
Согласно закону, ЦИК своим постановлением должен был максимально четко определить, как должно проходить досрочное голосование, в том числе вне помещения, чтобы оно не вызывало сомнений и нареканий ни у кандидатов, ни у избирателей.
Голосование на пресловутых пеньках и багажниках или, согласно постановлению, «на придомовых территориях» и «в населенных пунктах» исключает контроль со стороны наблюдателей. Постановление ЦИК не устанавливает критерии отнесения тех или иных мест к этим категориям, не определяет порядок и сроки публикации информации, где и когда будет проходить такое голосование. Это значит, что голосование будет проходить по усмотрению нижестоящих комиссий – где угодно и когда угодно. Такое голосование нарушает право на полноценное наблюдение и делает выборы непрозрачными.
Помимо этого в постановлении ЦИК нет четких правил, устанавливающих максимальное количество переносных урн, что создает дополнительные возможности для манипуляций и для подмены как бюллетеней, так и целых ящиков с бюллетенями.
Постановление ЦИК не предполагает также использование непрозрачных конвертов для бюллетеней избирателей, проголосовавших досрочно. Нет в нем и других достаточных норм, предусматривающих хранение бюллетеней, например, в ночное время и исключающих искажение воли избирателя. Использование сейф-пакетов, которое придумали в ЦИК, является «циничной подменой установленной законом гарантии невмешательства», так как не исключает доступ к незапечатанным бюллетеням. Все это нарушает право избирать тайно и быть избранными честно и открыто, без манипуляций.
В иске также указывается, что досрочное голосование не должно подменять собой голосование в день выборов. Единый день голосования снижает риски принуждения избирателей к участию в выборах и за счет общественного наблюдения создает возможности для предотвращения фальсификаций. Растянутость процедуры во времени эти гарантии грубо нарушает.
Во-первых, как минимум один из трех дней голосования оказывается рабочим, что облегчает возможность для работодателей принуждать своих работников к голосованию за определенных кандидатов.
Во-вторых, трехдневное голосование исключает общественный контроль за неприкосновенностью избирательных урн в ночное время.
Таким образом, весь текст постановления ЦИК составлен так, что в нем отсутствуют предусмотренные законом гарантии обеспечения избирательных прав, таких как право на наблюдение за выборами, право на агитацию, тайны голосования.