Обычно на Укок ездят в июле и августе. В июне еще не растаял снег на перевалах, которые не объехать. А в сентябре уже довольно холодно спать. Да и ехать туда можно числа до 15-20 сентября. Потом на перевалах ложится снег, который не тает до следующего лета.
Мы наметили заключительный тур сезона на 5-8 сентября. Как раз успевали проехать посуху, а ночевать планировали в домиках пастухов — они любезно предоставили нам ключи.
Но в этом году все идет не по плану и мы не стали исключением.
Решили ехать в две машины - мы и коллеги из другой турфирмы. Тем более, что оба водителя - давние друзья и даже родственники, уж точно подстраховали бы друг друга.⠀
Сначала попробовали проехать через Старый Теплый ключ (или Калгутинский перевал).
Там нас встретила невероятная красота — «под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» (А. С. Пушкин). От увиденного захватывало дух, но ехать дальше было невозможно.
Мы знали, что дальше будет яма, в которой снег скапливается всегда и не стали рисковать временем и горючим.
Поехали традиционным маршрутом через Джумалинские ключи - начало пер. Теплый ключ - дороги на Укок.
Ничто не предвещало проблем, но…
После обеда у источников начались "чудеса". ⠀
У второй машины перестало работать зажигание. Чинили, толкали, но все было безуспешно.
Езжайте, — сказал второй водитель. — Я останусь и попробую что-то сделать. Наш выдал ему запасные провода и мы поехали.
Поднялись на перевал Теплый ключ. Здесь тоже оказался снег — очень преждевременный.
Мы продолжили путь.
Спустились прекрасно, без проблем.
Преодолели все броды — они не подсохли к осени, а стали еще хуже, вода так и стоит и грязи стало ещё больше, чем летом.
Прошли пограничный контроль на въезде на Укок и на несложном спуске вдруг сломался угловой кардан – важная деталь переднего моста. То есть, мы остались только с задним приводом.
Здесь могла помочь либо замена детали (которой не было) либо ждать, пока кто-то приедет и вытянет на буксире.
Надо сказать, что так внезапно эта деталь не ломается. Тому предшествуют разные скрипы и звуки, но всего этого не было (уж кто-кто, а наш Дживан не пропускает ни единого сигнала от машины).
Ехать дальше на Укок было нереально - пограничники рассказали, что все дороги превратились в непроходимые грязевые ванны.
Мы остались ночевать в самом начале Укока.
Поставили лагерь.
Ночью было ясно, безветренно и красиво, небо искрилось огромными звездами. Не обошлось без странных происшествий: ночью кто-то ходил и тряс все палатки. Наша гостья София предположила, что это кто-то из нас шутил – типа, посвящение в туристы. Но нет, мы такими глупостями не занимаемся. Более того, наш Дживан сам выскакивал и смотрел — кто это делает? Не увидел никого.
Наутро мы проснулись и обнаружили, что вода в чайнике превратилась в кусок льда. Но ничего, позавтракали и пошли искать петроглифы, они находились недалеко от нашей стоянки. А Дживан остался разбирать мост, чтобы попытаться уехать обратно хотя бы так.
Тем временем приехала вторая машина — водитель устранил поломку. Гид той группы предложил взять наших туристов и «быстро съездить до кургана «принцессы» (знаменитая мумия молодой женщины, найденная на Укоке) и вернуться обратно». Ночевать они планировали рядом с нашей нынешней стоянкой. Вроде, хорошее предложение и мы почти согласились на него, но нас терзал червячок сомнения.
Во-первых, весь путь — это порядка 7-8 часов. Во-вторых, я знала, что по прогнозу на сегодняшний вечер значился снег. И ночевать в палатках с такой перспективой не хотелось совсем.
Скрепя сердце, я отказала. Наши туристы расстроились.
Но ненадолго. Потому что буквально минут через 30 вторая машина вернулась назад — забарахлило сцепление.
Мы быстро собрали лагерь и поехали обратно на Джумалинские ключи. Тем более, что в нашу сторону уже летела огромная снеговая туча.
Больше всего наш водитель опасался, что не сможет проехать на одном заднем приводе участки с грязью. Поэтому пустили вперед другую машину, чтобы, если что, зацепить за нее лебедку и вытащиться.
Но все страхи были напрасны, Дживан выехал без посторонней помощи. Зато у второго водителя забарахлили тормоза.
Но постепенно доехали и до вершины перевала. Остановились там сделать фото и выдохнуть — самая трудная часть была пройдена.
Удивительно было то, что со всех сторон вокруг нас шел снег. И лишь над нашей группой все время держался кусочек чистого неба с солнечными лучами.
К этому моменту мы уже понимали, что происходит что-то странное. «Как будто нам кто-то дорогу закрыл! — сокрушались водители. — Сроду так не бывало, чтобы сломались сразу две машины!»
Спустились в Джумалу, сняли домики. Затопили печки, приготовили ужин, жизнь стала налаживаться. Распогодилось, показалось солнце.
Часть нашей группы поставили себе палатки. Затем все легли спать.
А ночью я проснулась от сильнейшего порыва ветра. Явно разыгралась буря. Но нам хорошо, мы в теплом домике.
В 6.40 утра я выглянула в окно — там валил густой снег и, видимо, давно — судя по толщине покрова.
И тут нам стало ясно, почему Укок всячески выгонял нас оттуда. Ведь, если бы мы там остались ночевать, наутро мы не смогли бы выбраться. А он нас просто предупреждал: не надо туда соваться!
Да, этот снег через пару-тройку дней растаял бы. Только вот наши гости опоздали бы на самолеты и т.д…
Как начали собираться домой, второй водитель с удивлением обнаружил, что все неисправности машины куда-то делись… Все работало, как надо!
На нашу же машину надели цепи и поехали по свежему снегу. Выбрались без проблем — наш водитель Дживан несомненно совершил чудо, проехав такой сложный маршрут на одном заднем приводе без посторонней помощи.
Да, когда неприятности сыпались на нас одна за другой, было непонятно, что происходит.
Но увидев общую картину, мы просто порадовались тому, как хорошо в результате все вышло.
Все-таки Укок отнесся к нам хорошо — предупредил об опасности и дал уйти без особых проблем.
И мы любим его. Каким бы он ни был.
Автор текста и фото: Ирина Дмитриева
Читайте также по теме:
Укок: когда лучше ехать туда?