Найти тему
Путешествия с Котиком

Как нас Укок не пустил и почему мы этому рады

Перевал Теплый ключ, 6 сентября 2020
Перевал Теплый ключ, 6 сентября 2020

Обычно на Укок ездят в июле и августе. В июне еще не растаял снег на перевалах, которые не объехать. А в сентябре уже довольно холодно спать. Да и ехать туда можно числа до 15-20 сентября. Потом на перевалах ложится снег, который не тает до следующего лета.

Мы наметили заключительный тур сезона на 5-8 сентября. Как раз успевали проехать посуху, а ночевать планировали в домиках пастухов — они любезно предоставили нам ключи.

Но в этом году все идет не по плану и мы не стали исключением.

Решили ехать в две машины - мы и коллеги из другой турфирмы. Тем более, что оба водителя - давние друзья и даже родственники, уж точно подстраховали бы друг друга.⠀

Сначала попробовали проехать через Старый Теплый ключ (или Калгутинский перевал).

Там нас встретила невероятная красота — «под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» (А. С. Пушкин). От увиденного захватывало дух, но ехать дальше было невозможно.

Мы знали, что дальше будет яма, в которой снег скапливается всегда и не стали рисковать временем и горючим.

Поехали традиционным маршрутом через Джумалинские ключи - начало пер. Теплый ключ - дороги на Укок.

-3

Ничто не предвещало проблем, но…

После обеда у источников начались "чудеса". ⠀

У второй машины перестало работать зажигание. Чинили, толкали, но все было безуспешно.

Езжайте, — сказал второй водитель. — Я останусь и попробую что-то сделать. Наш выдал ему запасные провода и мы поехали.

Поднялись на перевал Теплый ключ. Здесь тоже оказался снег — очень преждевременный.

Мы продолжили путь.

Спустились прекрасно, без проблем.

Преодолели все броды — они не подсохли к осени, а стали еще хуже, вода так и стоит и грязи стало ещё больше, чем летом.

Прошли пограничный контроль на въезде на Укок и на несложном спуске вдруг сломался угловой кардан – важная деталь переднего моста. То есть, мы остались только с задним приводом.

Здесь могла помочь либо замена детали (которой не было) либо ждать, пока кто-то приедет и вытянет на буксире.

Надо сказать, что так внезапно эта деталь не ломается. Тому предшествуют разные скрипы и звуки, но всего этого не было (уж кто-кто, а наш Дживан не пропускает ни единого сигнала от машины).

Ехать дальше на Укок было нереально - пограничники рассказали, что все дороги превратились в непроходимые грязевые ванны.

Мы остались ночевать в самом начале Укока.

Поставили лагерь.

Ночью было ясно, безветренно и красиво, небо искрилось огромными звездами. Не обошлось без странных происшествий: ночью кто-то ходил и тряс все палатки. Наша гостья София предположила, что это кто-то из нас шутил – типа, посвящение в туристы. Но нет, мы такими глупостями не занимаемся. Более того, наш Дживан сам выскакивал и смотрел — кто это делает? Не увидел никого.

Наутро мы проснулись и обнаружили, что вода в чайнике превратилась в кусок льда. Но ничего, позавтракали и пошли искать петроглифы, они находились недалеко от нашей стоянки. А Дживан остался разбирать мост, чтобы попытаться уехать обратно хотя бы так.

Тем временем приехала вторая машина — водитель устранил поломку. Гид той группы предложил взять наших туристов и «быстро съездить до кургана «принцессы» (знаменитая мумия молодой женщины, найденная на Укоке) и вернуться обратно». Ночевать они планировали рядом с нашей нынешней стоянкой. Вроде, хорошее предложение и мы почти согласились на него, но нас терзал червячок сомнения.

Во-первых, весь путь — это порядка 7-8 часов. Во-вторых, я знала, что по прогнозу на сегодняшний вечер значился снег. И ночевать в палатках с такой перспективой не хотелось совсем.

Скрепя сердце, я отказала. Наши туристы расстроились.

Но ненадолго. Потому что буквально минут через 30 вторая машина вернулась назад — забарахлило сцепление.

Мы быстро собрали лагерь и поехали обратно на Джумалинские ключи. Тем более, что в нашу сторону уже летела огромная снеговая туча.

-7

Больше всего наш водитель опасался, что не сможет проехать на одном заднем приводе участки с грязью. Поэтому пустили вперед другую машину, чтобы, если что, зацепить за нее лебедку и вытащиться.

Но все страхи были напрасны, Дживан выехал без посторонней помощи. Зато у второго водителя забарахлили тормоза.

-8

Но постепенно доехали и до вершины перевала. Остановились там сделать фото и выдохнуть — самая трудная часть была пройдена.

Удивительно было то, что со всех сторон вокруг нас шел снег. И лишь над нашей группой все время держался кусочек чистого неба с солнечными лучами.

К этому моменту мы уже понимали, что происходит что-то странное. «Как будто нам кто-то дорогу закрыл! — сокрушались водители. — Сроду так не бывало, чтобы сломались сразу две машины!»

Спустились в Джумалу, сняли домики. Затопили печки, приготовили ужин, жизнь стала налаживаться. Распогодилось, показалось солнце.

Долина реки Жумалы 06.09.2020
Долина реки Жумалы 06.09.2020

Часть нашей группы поставили себе палатки. Затем все легли спать.

А ночью я проснулась от сильнейшего порыва ветра. Явно разыгралась буря. Но нам хорошо, мы в теплом домике.

В 6.40 утра я выглянула в окно — там валил густой снег и, видимо, давно — судя по толщине покрова.

И тут нам стало ясно, почему Укок всячески выгонял нас оттуда. Ведь, если бы мы там остались ночевать, наутро мы не смогли бы выбраться. А он нас просто предупреждал: не надо туда соваться!

Да, этот снег через пару-тройку дней растаял бы. Только вот наши гости опоздали бы на самолеты и т.д…

Как начали собираться домой, второй водитель с удивлением обнаружил, что все неисправности машины куда-то делись… Все работало, как надо!

На нашу же машину надели цепи и поехали по свежему снегу. Выбрались без проблем — наш водитель Дживан несомненно совершил чудо, проехав такой сложный маршрут на одном заднем приводе без посторонней помощи.

-12

Да, когда неприятности сыпались на нас одна за другой, было непонятно, что происходит.

Но увидев общую картину, мы просто порадовались тому, как хорошо в результате все вышло.

Все-таки Укок отнесся к нам хорошо — предупредил об опасности и дал уйти без особых проблем.

И мы любим его. Каким бы он ни был.

Автор текста и фото: Ирина Дмитриева

Читайте также по теме:

Укок: когда лучше ехать туда?

Мистика Укока - та самая "принцесса"

"Принцесса Укока" - откуда взялся мистический флер