Найти тему
Энергия+

Почему российские дороги так быстро разрушаются и как этого избежать

Оглавление

Драйвер роста российского рынка битума — стремление властей улучшить качество отечественных автодорог, сделать их более безопасными и долговечными. Важнейший фактор достижения этой цели — улучшение качества материалов, которые входят в состав асфальтобетонных смесей, в том числе и битума, «клея для асфальта». На этом фоне постепенно изменилось и место битума в номенклатурной линейке нефтеперерабатывающих компаний: из побочного остатка нефтепереработки он превратился в высокотехнологичный премиальный продукт.

В 80-е годы XX века с появлением все большего количества тяжелых грузовиков и увеличением легкового автопарка дорожники столкнулись с проблемой быстрого износа дорожного покрытия. Потребовалась разработка новых конструкций дорог и материалов, более устойчивых к истиранию, разрушению и климатическим особенностям тех или иных регионов. Именно в те годы ученые впервые предложили вводить в привычный ранее битум различные добавки: эластомеры, каучуки, латексы. Но номенклатура этой продукции все еще оставалась довольно ограниченной. С НПЗ выходили всего несколько марок вязких и медленногустеющих битумов. Несмотря на большую потребность дорожной отрасли в современных строительных материалах, нефтепереработчики в те годы не могли достойно ответить на этот вызов.

Основная причина этого — в производственной идеологии. К битумным вяжущим относились как к побочному продукту нефтепереработки. Это были остатки, получаемые в результате использования традиционной, годами не менявшейся технологии, качество которых определялось очень просто: либо «кондиция», либо нет. Такая ситуация оставалась неизменной до 2010-х годов.

Революция битумов

К концу первого десятилетия XXI века «Газпром нефть» производила и реализовывала не более 800 тысяч тонн битумов в год. Впервые о развитии этого направления в компании задумались в 2008 году. Тогда же в составе коммерческой дирекции организовали специальное подразделение, которое в 2014 году было выделено в отдельную компанию «Газпромнефть — Битумные материалы».

После изучения мирового опыта в компании приняли решение активизировать выпуск новых высокотехнологичных продуктов — модифицированных битумов, или полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). Они производятся на основе обычных битумов с добавлением полимеров типа СБС (стирол-бутадиен-стирол) и пластификаторов. Такая композиция делает вяжущие более долговечными, устойчивыми к деформациям, разрушению и перепадам температур.

Первые ПБВ «Газпром нефти» были получены в 2011 году на специализированной установке Омского НПЗ. На тот момент это были единственные в стране мощности на территории действующего НПЗ. Ранее установки ПБВ существовали как отдельные небольшие производства.

Первую тысячу тонн ПБВ дорожные строители применили на опытных участках в Омской области и Алтайском крае. Однако объем применения инновационных битумных вяжущих на тот момент в России был крайне мал: всего 0,3% от всех вяжущих. Поэтому девять тысяч тонн из полученных десяти ушли на экспорт.

В 2012 году ПБВ «Газпром нефти» уже задействовали на одном из знаковых объектов России: при укладке дорожного полотна вантового моста на острове Русский на Дальнем Востоке. Революционный стройматериал оправдал возложенные на него ожидания. Дорога и мост, построенные к саммиту АТЭС с применением российских ПБВ, не требуют капитального ремонта до сих пор.

В 2013 году на базе Московского НПЗ был реализован международный проект в области производства ПБВ — совместное предприятие «Газпром нефти» и французской нефтяной компании Total. Запуск установки по производству модифицированных битумов под брендом G-Way Styrelf совместно с крупнейшим мировым концерном позволил российской компании перенять и внедрить передовые опыт и технологии и значительно укрепить свою позицию технологического лидера на рынке премиальных вяжущих.

Рынок пошел в рост

Быстрая эволюция российского битумного рынка обусловлена принятой в конце 2012 года госпрограммой «Развитие транспортной системы», предполагающей активное строительство новых дорог и модернизацию действующих. В том же 2012 году началась работа по совершенствованию нормативной отраслевой базы. Новый национальный предстандарт ПНСТ 1-2012 ужесточил требования к некоторым показателям вяжущих, скорректировал методики испытаний и привел отечественную классификацию битумов в соответствие с европейскими нормами. С ростом доказательной базы спрос на качественные битумы на внутреннем рынке стал увеличиваться в геометрической прогрессии. С 2011 по 2014 год объем выпуска ПБВ в России вырос в четыре раза: до 219 тысяч тонн.

«Газпром нефть» осталась двигателем развития сегмента модифицированных битумов в стране. В 2013 году компания консолидировала в свою группу еще один крупный актив, обладающий налаженным производством высокотехнологичных битумов, — «Рязанский опытный завод нефтехимических продуктов», где на тот момент уже работала установка по выпуску ПБВ. Этот шаг вывел «Газпром нефть» в безоговорочные лидеры российского рынка модифицированных битумов. Сегодня рязанский завод удерживает флагманские позиции по объему производства ПБВ в России. В 2019 году он произвел 118 тысяч тонн продукции.

-2

Как привлечь партнеров

Дорожная отрасль в России консервативна. И даже после выпуска ПНСТР-2012 было непросто убедить дорожников в преимуществах нового продукта — ПБВ. Основные трудности касались экономики использования: модифицированный битум дороже обычного в 1,5–2 раза. При этом оценка всего жизненного цикла дорожного покрытия в расчет не принималась. А ведь использование ПБВ в составе асфальтобетона увеличивает срок службы дорожного покрытия в среднем в 2–3 раза.

Сложившуюся парадигму надо было менять. Для организации открытого диалога между нефтяниками и дорожниками в области развития битумного рынка «Газпром нефть» в 2012 году инициировала проведение первого отраслевого форума «Битум и ПБВ: Актуальные вопросы» (впоследствии «PRO битум и ПБВ»). Мероприятие оказалось успешным и востребованным, поэтому было решено сделать его ежегодным. Площадка стала инструментом не просто обсуждения, а решения актуальных вопросов, связанных с развитием вяжущих и современных технологий строительства дорог. Это дало нужный эффект: потребление высокотехнологичных ПБВ в России ежегодно растет. Если до 2012 года поставки модифицированных битумов на объекты автодорожной инфраструктуры были разовыми, а общее потребление ПБВ в России не превышало 0,3% от общего объема битума, то к 2015 году оно увеличилось до 3–4%, а к 2020 году до 6%. Производство ПБВ в стране в 2014–2019 годах выросло в 2 с лишним раза.

Конечно, это пока еще значительно меньше, чем в Европе (30%), Китае (25%) или США (15%), но положительная динамика налицо. И, по прогнозам «Газпром нефти», объем потребления ПБВ и инновационных модифицированных битумных продуктов к 2030 году вырастет на треть.

Подписывайтесь, чтобы больше узнать о новых технологиях в нефтяной отрасли. Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».