В Инстаграм нет четких разграничений между профилями в зависимости от их вида деятельности. Но я разделяю для удобства работы с ними.
Итак, мы поделим все профили на 4 категорий:
1. Коммерческие
(услуги\ товары\ имиджевые. Они бывают как онлайн, так и оффлайн формата)
2. Блогеры
(телезвезды\ вайнеры\ миллионники\ средние\ микроблогеры\блогеры-эксперты)
3. Эксперты
(оффлайн\ онлайн. Я разделяю экспертов еще и на: фрилансеров и дипломированных специалистов)
4. Паблики
Мы не будем подробно рассматривать работу пабликов, т. к. туда чаще всего смм специалисты не требуются.
Вообще, зачем нам нужно разделение профилей? Чтобы при общении с клиентом, мы могли правильно выражать свои мысли, а также для того, чтобы не было путаницы в работе, ведь некоторые категории профилей могут совсем не подходить для нашей работы, а на других мы сделаем акцент, например, при анализе.
Также такое разделение вам нужно понимать для выбора направления своей работы. Сейчас в Инстаграм наступило такое время, когда узкое нишевание помогает увеличивать чек за свою работу и выбиваться из волны конкуренции. Сейчас нельзя быть просто смм специалистом, нужно выбрать под-под нишу сферы смм и крепко ее занять. Но о нишевании вас как специалиста мы поговорим чуть позже.
Также, почти во всех будущих уроках на этом курсе я буду рассказывать вам информацию касательно ОТДЕЛЬНО каждой из категорий, потому что работа с каждым очень различается, в том числе различается подход к процессу продаж и запуску продаж. На 2 и 3 тарифе мы подробно изучаем модуль про продажи в инстаграм, он как для экспертов и блогеров, так и для коммерции. Перейти на другой тариф вы можете только в течение 3х дней.
Переходим непосредственно к категориям.
1. КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ — это аккаунты, основной целью которых является продажа своих услуг, товаров или продвижение бренда компании. Это самые банальные магазины косметики, одежды, мебели и т. д. Также это салоны красоты, массажные кабинеты, барбершопы, рестораны, кафе, гостиницы и т. д. Что касается компаний, которые продвигают свое имя, чаще всего это касается известных в нашей стране или в мире брендов.
Это может быть Пятерочка, магги, бытовая техника веко и т. д. В России и СНГ в продвижением компаний сложилась очень печальная картина: достойных смм специалистов для таких крупных игроков на рынке мало, поэтому либо компания не продвигается в инстаграм, либо нанимает хоть кого-нибудь, чтобы постили хоть что-нибудь.
Рынок смм специалистов не так конкурентен, как вы думали! По факту, именно в России и СНГ, он заполнен процентов на 10 из 100 возможных!
Компаниям и бизнесу только начинает в россии приходить мысль о том, что было бы не плохо говорить о себе в онлайн пространстве, поэтому смм будет актуален еще очень долго.
А теперь о местонахождении бизнеса. Я разделяю на 2 позиции: онлайн и оффлайн. То есть есть магазины и организации, которые работают только онлайн, у них нет офиса, вся их работа происходит в онлайне. Если с магазинами всё понятно, например, это может быть самая простая корейская косметика, которую присылают по почте, то с организациями, предоставляющими услуги, чуть сложнее. Как можно услугу предоставить только в формате онлайн? Это всевозможные бухгалтерские агентства, туристические агентства, компании предоставляющие услуги проектирования интерьера, мебели и т. д. Но бОльшая часть организаций работает все же в оффлайн, то есть это стационарные магазины или офисы, в которые приходит клиент. От формата бизнеса зависит работа смм специалиста. Если в онлайн формате мы работаем в обычном режиме, то в оффлайн чаще всего бизнесу требуется смм специалист на месте, для создания контента. От этого, конечно же, будет зависеть ваш чек за работу.
2. Вторая категория профилей — БЛОГЕРЫ. Я их разделяю на телезвезд\ вайнеров\миллионников-лайфстайл\ средних-лайфстайл\ микроблогеров\ блогеров-экспертов.
Телезвезды — это блогеры, которые стали знамениты сначала на телевидении, затем перетащили в инстаграм свою аудиторию. Чаще всего такие блогеры не делают стабильно тот блогерский контент, к которому мы привыкли. У них нет контент-плана, заготовленных рубрик, стратегии продвижения и т. д. Их смотрят не потому, что они говорят о какой-то теме, а потому что их полюбили как некий героев, они стали для кого-то кумирами.
Пример таких профилей:
• Дарья Клюкина — прославилась участием в шоу «Холостяк»
• Вера Брежнева — это старый костяк телезвезд
• Настасья Самбурская — актриса, игравшая роль в сериале «Общага»
• Анна Хилькевич — оттуда же
• Ирена Понарошку — на данный момент это один из очень маленького количества известных на ТВ людей, которые переквалифицировались в профессию блогер и ведут качественный тематический контент
• Екатерина Варнава — прославилась участием в шоу «Камедивуман»
• Мария Миногарова — прославилась после участия в шоу «тОп модель»
Телезвезд любят, они являются кумирами людей. За ними пристально следят по одной причине — звезды шоубизнеса нам кажутся недостижимыми, элитными, не такими как все, с особенной шикарной жизнью, к ним хочется подглядывать, чтобы увидеть лакшери или просто другую не такую банальную жизнь как у себя. Охваты у них стабильно высокие.
Поэтому реклама в этих блогах, чаще всего, приводит к высоким продажам.
На данный момент самый крупный блогер в инстаграм как раз из этой категории — это Ольга Бузова с аудиторией в 19 миллионнов 900 тысяч подписчиков.
Вайнеры — я вынесла их отдельно, потому что эта категория блогов быстро набирает аудиторию, которая не так глубоко вовлечена в их контент, как у блогеров + аудитория у них разношерстная: от 14летних девчонок до 60летних женщин, почему? Потому что юмор любят все. Вайнеры — это самые простые ребята, которые производят юмористический контент.
Наверняка вы таких знаете:
• Анастасия Ивлеева
• Ида Галич
• Карина Кросс
• Лилия Абрамова
• Андрей Глазунов
Вайнеров нужно вынести отдельно от других категорий еще потому, что у них почти нет тематического контента, кроме юмора. Аудитория не знает какой человек на самом деле, видя только 1 сторону. Это приводит к тому, что аудитория не чувствует блогера, не отдает ему предпочтение, а смотрит просто потому что это очередной смешной профиль. Это снижает эффективность рекламы в таких профилях и сложно попасть в ца.
Следующие ребята — это блогеры-миллионники про лайфстайл. Почему я делаю приписку про лайфстайл, потому что тематик огромное количество на которые они могут говорить, но чаще всего, они рассказывают о своей жизни. Отличие таких блогеров от телезвезд в том, что они стали известны не с ТВ, а из народа. То есть это самая простая девочка-студентка, которая решила доносить свои мысли в массы и к ней стали прислушиваться. Или это бабушка на пенсии, которая решила показывать как она готовит внукам и стала знаменита. Почему примерно 5 лет назад в инстаграм стали выстреливать вот такие обычные мамочки в декрете и стали миллионниками? Все просто: они из народа! Они не звезды шоубиза, они такие же как я, а мы очень хотели понаблюдать а кто как справляется с такой же жизнью как у меня. Сейчас, конечно, таких блогеров стало в разы больше чем телезвезд, есть некое перенаполнение блогами в инстаграм, аудитория не подписывается так активно, как раньше, блоги стали очень медленно расти, стать блогером-миллионником сейчас сложно, поэтому настала эра микроблогеров. О них чуть ниже.
Примеры блогеров-миллионников про лайфстайл:
• Саша Митрошина
• Алина Левда, которая Ботановна
• Аня Протасова, которая рейра
• Юлия Когут
Средние лайфстайл-блогеры — это абсолютно такие же блоги как и миллионники, только количество их подписок варьируется от 100 до полумиллиона. Сразу хочу вам сказать такую мысль — все блоги у которых более полумиллиона тысяч подписчиков, в скором времени становятся миллионниками, так как после полумиллиона блогеры активно наращивают массу аудитории марафонами и гивами, поэтому я не выдялю отдельную категорию блогеров у которых между полумиллионом и миллионом подписчиков.
Примеры таких блогов:
• Женя Иванова
• Алла Митяева
• Ольга Кравцова
• Юля Гришанова
Теперь переходим к микроблогерам— это блогеры с аудиторией в количестве от 10, 40 до 100. На самом деле нет никаких точных данных сколько должно быть у блогера, чтобы он считался микро. Тех у кого 100 тысяч подписчиков называют и средними блогерами. Лично я отнесла микроблогеров к количеству аудитории от 10 тысяч до 100 тысяч подписчиков по одной причине: эти блогеры известны только в ограниченных кругах, чаще всего тематических, в отличие от средних и блогеров-миллионников, которые известны многим в инстаграм. В чем их отличие от крупняков и почему о них стали говорить в последний год: все дело в том, что эти блогеры сосредоточились не на количестве подписчиков, а на их качестве + на качестве контент. Они выбирают чаще всего 1-2 тематики и глубоко их изучают, передавая аудитории информацию. Поэтому к ним приходит максимально целевая по тематике аудитория. Этим они и ценны для рекламодателей — четкость ца, понимание основных болей и потребностей аудитории и профессиональный подход к ведению блога.
Чем он более профессионален и серьезен, тем больше аудитория вовлечена, лояльна и является приверженцем блогера, а значит рекламодатели смогут выгодно купить рекламу у такого блогера, потому что стоимость в разы окупится благодаря тому доверию, что сложилось у аудитории к блогеру. Микроблогеры — это те ребята которые быстрее всех адаптируются к трендам в инстаграм, в любых его инструментах, нововведениях. Это те, кто показывает новое, интересное, нестандартное + показывают они так как хотят, а не как от них ожидают, поэтому их контент уникален, его ждут, его ценят. Это могут быть блоги, рассказывающие про экологию, феминизм, межполовые отношения, детей, бизнес, деньги, быт и т. д.
Примеры:
• Варя Валовил — экоблогер
• Елена Володина — журналист
• Оля Химик — блогер про изучение еды
Последняя категория из блогеров — это блогеры-эксперты. Количество аудитории здесь не имеет значения, значение имеет тема блога. Если микрологер может просто выражать свое мнение относительно своей основной темы, высказываться, то блогер-эксперт передает свои знания, обучает, потому что у него либо есть диплом, либо он постоянно учится в своей сфере. У него может быть четкая позиция относительно бодипозитива и он сам может быть в движении за бодипозитив, но если блог про таргетированную рекламу, то основной контент будет о ней. В чем отличие блогера-эксперта от чистого экспертного блога? В том что блогер-эксперт позволяет себе высказываться относительно любой тематики, кроме основной. Он ведет лайфстайл контент, при этом основа блога — профессиональная тема. Чистые экспертные блоги не желают снимать лайфстайл, то есть свою жизнь, выражать свое мнение и т. д.
Примеры:
• Анна Бонецкая — блогер - SMM Специалист
• Вика Дмитриева — блогер-психолог
• Алёна Эко — блогер-косметолог
• Анна Михайленко - блогер-имиджмейкер
3. Третья категория профилей — Эксперты. Я бы сказала — чистые эксперты.
Я разделяю их на фрилансеров и дипломированных специалистов.
В чем отличие между ними? Фрилансеры — это люди, которые отучились на каких-либо онлайн-курсах, после чего предоставляют свои узкоспециализированные услуги. У них нет государственных дипломов, хотя за плечами могут быть сотни курсов. Фрилансеров огромное количество, такими например станете вы после прохождения этого курса, таковой являюсь я, так как диплома у меня нет, несмотря на большой опыт работы в своей сфере.
Дипломированные специалисты — это, например, юристы, бухгалтеры, специалисты по налогам, архитекторы, дизайнеры, переводчики, преподаватели и т. д. Эти 2 направления стоит разделять просто для вашего общего понимания, что это 2 разных человека: фрилансер и человек с базовым образованием.
Чисто понятийно я не верно разделила или назвала эти 2 категории, потому что в принципе фрилансерами считают всех кто работает не в офисе, а в онлайне! Но в инстаграм сложились в последнее время свои понятия и слово фрилансер четко стало ассоциироваться с такими ребятами, которых я описывала выше.
Что касается дипломированных специалистов, то их можно разделить на онлайн и оффлайн деятельность, т. к. некоторые полностью перешли на онлайн работу, некоторые категорически работают только в оффлайне, где у них свои кабинеты, офисы и т. д. но бОльшая часть профессионалов предоставляют услуги одновременно и в онлайн среде и в офисе.
Например:
• Денис Финансист
• Юлия Трус
• Марина Когай
4. Четвертая и последняя категория — это паблики. Паблик — это тематические сообщества. Чаще всего тема одна, на паблик подписывается много разношерстной аудитории, проявляет минимум активности, потому что основная цель подписки это смотивироваться контентом, вдохновиться, задуматься, посмеяться и т. д. Чаще всего аудитория просто привыкла перекидывать друзьям посты из пабликов и на этом активности заканчиваются.
Паблики разделяются на общетематические, городские и новостные.
Общематические — это бизнес, деньги, материнство и т. д. (Саморазвитие и бизнес\материнство)
Городские — рассказывают о новостях конкретного города (туподар\спб)
Новостные — это онлайн издания, журналы, телеканалы (журнал супер, лайф.ру,ббс новости)
Эта общая информация вам нужна для понимания контента в инстаграм. При работе вам это пригодится при выборе методов продвижения, при анализе профилей и т.д.
Текст составлен при поддержке Анны Бонецкой