Слово "парашют" имеет французские корни (parachute) и переводится как "против падения". Возможность безопасно спускаться с высоты занимала человеческие умы тысячи лет, но более-менее рабочая модель появилась всего пару веков назад, а довел идею "до ума" русский энтузиаст.
Первый прототип парашюта нарисовал Леонардо Да Винчи, однако как и многие другие свои дела, итальянский гений не довел задумку до рабочего прототипа, поэтому он не придумывал парашют.
В 1617 году, вдохновленный наброском Леонардо, хорватский ученый Фауст Вранчич прыгнул на своем прямоугольном парашюте с 90-метровой колокольни в Братиславе. Очевидцы говорили, что всё прошло успешно, но в том же году Вранчич умер, что наталкивает на подозрения в провальном прыжке.
Спустя 150 лет братья Монгольфье скинули со своего воздушного шара на парашюте овцу, причем животное приземлилось удачно. Примерно в то же время французский изобретатель де Фонтаж опробовал свой "летающий плащ" на преступнике, приговоренном к смертной казни. После падения с башни доброволец остался жив и был освобожден от наказания.
Через пару десятилетий француз Луи Себастьян Ленорман на своем парашюте куполообразной формы пригнул с крыши обсерватории в Монпелье и удачно приземлился.
Считается, что именно Ленорман придумал парашют, хотя разработки велись задолго до его рождения. Дело в том, что до появления авиации никто не видел в парашюте полезное приспособление, поэтому не всегда письменно фиксировались даже даты прыжков, о патентах вообще не было речи. А кроме французов никто не проявлял большого интереса к парашютам.
Первым в мире парашютистом считается Андре-Жак Гарнерен, который в 1797 году прыгнул с километровой высоты над парком Монсо в Париже.
Русский изобретатель парашюта
До начала XX века парашюты были мало пригодны для практического применения, потому что могли использоваться только в полуразвернутом виде.
Всё изменилось, когда русский актер Глеб Котельников придумал первый в мире ранцевый парашют, который занимал минимум места. Котельников был не только актером, но выпускником военного училища и сыном профессора механики, поэтому ничего удивительного в том, что именно он изобрел ранцевый парашют нет.
Изделие Котельникова называлось РК-1 (Русский Котельников первая модель). В 1912 году РК-1 успешно прошел испытания возле Петербурга над деревней Салюзи, потом переименованной в Котельниково.
Но ранцевому парашюту не нашлось места в авиации Российской империи. Идею отмел сам Великий князь Александр Михайлович, посчитав, что пилоты будут спасаться на парашютах при малейшей опасности, подвергая самолеты большому риску. Самолеты же дорогие и завозились тогда из-за границы, а люди для их пилотирования всегда находились.