Образование…. Казалось бы, какая мелочь, ерунда. Читать, писать – что еще вообще то нужно человеку? Зачем голову забивать разными географиями, физиками-химиями, биологиями, математическими излишествами и пр.?
Подобным образом, уже давно, рассуждают в США, Европе. Теперь эти веяния, гнилые веяния - должен отметить, долетели (и успешно прижились) и до стран бывшего СССР и всего бывшего, т.н., соцлагеря. И в данном случае, образование, именно с таким к нему отношением, выступает как инструмент постепенного возврата человека и человечества к животному состоянию, ни много и ни мало! Не верите, преувеличиваю!? Ничуть!
Давайте, попробую аргументировать свою точку зрения.
В моем представлении, чем большим количеством знаний наполнен мозг, тем больше ассоциативных связей, цепочек, все более усложняемых ассоциативных рядов самостоятельно возникает в нем под грузом накопленной информации – эффект перехода количества в качество. Возникает, непроизвольно, процесс, называемый нами мышлением, пусть и несколько сумбурный и, пусть даже, слегка хаотический. Все знают по себе, - в мозгу постоянно крутятся какие-то мысли, что-то перебирается, сравнивается, сопоставляется, анализируется. И результат этой деятельности мозга зависит от материала, с которым мозг трудится, осуществляет эту свою, ни на минуту не прекращающуюся, работу. А если, параллельно, человеку помочь, научить его пользоваться полученной информацией, помочь с выбором направления, то эффективность процесса мышления увеличится многократно. Интеллектуальный рост индивидуума зависит от количества накопленных знаний, обязательного умения и желания ими пользоваться. Я думаю, против этого утверждения никто не станет возражать?
Советская система образования, по признанию многих авторитетов – лучшая в мире, отвечала критериям такой системы, целью которой было поощрение стремления к знаниям, воспитание и развитие интеллекта каждого учащегося, а значит и народа страны в целом, а не отдельных групп избранных.
Советская система, пусть и не без некоторых недостатков, повышала интеллектуальный уровень государства, давала стране большее количество ученых, инженеров, рабочих среднего и низового звена умеющих думать и принимать решения.
И результаты такого отношения государства к образованию, как показывает нам история, дали весьма значительные и заметные всему миру плоды. Да, система советского образования имела элементы принуждения, и это вполне объяснимо и совершенно правильно.
Естественно, большинство предпочтет заниматься развлечениями или ничегониделанием, как раз тем, чему учит современная реклама и чему потворствует сегодняшняя система. Легче сидеть на «пальме» и чавкать «бананом», чем учиться и работать. Увы, животные инстинкты сильны, и для того чтобы отвлечь человека от «пальмы» и «банана», нужны соответствующие усилия – психологические и материальные стимулы.
Такими стимулами сопровождалось обучение в мое время – я очень хотел попасть в Артек, я с удовольствием получал грамоты и благодарности, я гордился своим третьим-четвертым местом по математике. Да мало ли что еще можно придумать, чтобы увлечь молодежь на путь знаний. Выбор огромен. Был.
Сейчас эта система отброшена и забыта. Общие учебные программы выхолощены до неприличного состояния, оторваны от реальности или искаженны таким образом, что их суть не в состоянии разглядеть даже учителя, в свою очередь получившие постсоветское образование, отредактированное американо-европейскими «советниками». Часть предметов выброшена из учебных курсов за «ненадобностью». ( Я так понимаю, по принципу – зачем это будущей «обезьяне»?).
Процесс получения знаний учащимися пущен на самотек со смехотворным аргументом – нельзя заставлять учиться, поскольку это насилие над личностью.
Образование по-американски, в совокупности с влиянием СМИ и, особенно, рекламы, совершенно дезориентирует молодое поколение во времени и пространстве, стирает морально-нравственные ориентиры, помещая наше будущее в их лице в какое-то «королевство кривых зеркал».
Уровень образования и образованности населения страны падает катастрофически быстро. Поверьте мне, и не надо усмехаться, - внедрение западной системы образования – это тоже элемент глобальной конкурентной борьбы. Отупевшему населению будет безразлично, кто и как будет им управлять. Родина, Отечество, семья – все эти понятия будут не просто отброшены, они буду забыты напрочь. Кусок «хлеба», теплое жилье, возможность размножения, суррогатные удовольствия – вот основные ценности, которые станут предметом вожделения масс. Уже сегодня такое будущее можно увидеть в глазах современной молодежи, к сожалению. Разумеется, особо одаренные, единицы, будут вычленяться, учиться и работать отдельно. Но они не делают «погоды» для государства и народа.
Предназначение этих «умников» - обслуживание интересов толстосумов. Сегодняшняя система образования направлена не на создание гармоничного и равноправного общества, а на сегрегацию общества с выведением и закреплением такой конструкции общественного устройства, в которой есть правящий класс и, обслуживающие его интересы, интеллектуалы и рабочие руки. Это и есть цель и задача руководителей западного сообщества, которую они пытаются реализовать, в том числе, и в наших, бывших советских республиках. Разумеется, такая направленность социальной политики и образования, в частности, не провозглашается во всеуслышание. Но при вдумчивом и внимательном исследовании это становится вполне очевидным. И те, кто этого не видит и этому способствует, либо люди «близорукие», либо откровенные предатели, «платные» или просто равнодушные.
Все, ну, или многие, с учетом сегодняшнего образования, наверное, помнят знаменитое латинское выражение «Табула раза» - «Чистая доска», применительно к человеческому существу, чей мозг не отягощен знаниями. Таких существ среди наших граждан становится с каждым днем всё больше. И скоро, количество окончательно перейдет в качество, как это уже случилось в США и, вот-вот, окончательно случится в Европе.
Я подозреваю или, точнее, верю , что наша цивилизация не первая и не последняя на планете. И мнение мое об этом сформировалось под грузом массы наглядных свидетельств в виде разнообразных предметных артефактов и, в том числе, разнообразных письменных источников. Что служит причиной смены цивилизаций?
Возможно, это естественный процесс, управляемый еще не осмысленными нами законами мироздания. Возможно, это результат какого-то эксперимента. И в том и в другом случае, мне лично очень бы хотелось, чтобы существование человечества не прерывалось никогда. Чтобы человек сумел понять законы, управляющие его существованием в масштабах вселенной, и смысл, заложенный в сам факт его существования в этом мире.
Чтобы, используя знания об этом, человек стал бы способен достичь гармонии и внутри себя, и с окружающим его миром. Но без всестороннего, правильного и достойного образования для всех – это невозможно. Может быть, уже, окончательно невозможно. Но попытаться – следует.