Философия Кайдзен
Принципы на которых основывается практика нацелены на успех. Ее последователи уверены, что рабочая зона сотрудника, является показателем мыслительных способностей, что оказывает влияние на его эффективность.
Система Кайдзен включает в себя 5 правил, которые способствуют организации рабочего времени и пространства. Сокращённое название правил «5S». Рассмотрим каждое из них:
- Seiri - аккуратность. Это правило говорит о необходимости исключить лишние процессы и детали из рабочего пространства;
- Seiton - порядок. Все инструменты необходимые для работы, должны иметь своё место и располагаться максимально удобно. Допускается изменения для улучшения рабочего пространства;
- Seiso - чистота. Рабочее место всегда должно быть чистым;
- Seiketsu - стандартизация. Все рабочие процессы организуются на основании строгих правил;
- Shitsuke - дисциплина. Недопустимо нарушение правил компании. Все сотрудники обязаны их соблюдать.
Найти подход к каждому сотруднику и контролировать своевременное выполнение задач возможно благодаря сервису Бизнес.Ру, в котором реализован функционал планировщика задач и календарь для важных событий.
Ключевые принципы Кайдзен
Система Кайдзен имеет несколько ключевых принципов:
- Внимание сфокусировано на клиентах. Удовлетворенность клиента и его потребностей от предложенной продукции или услуг, стоит на первом месте;
- Постоянные изменения. Во всех сферах деятельности организации постоянно происходят небольшие улучшения;
- Открытое признание проблем. Нельзя улучшать предприятие при отсутствии проблем. Каждая жалоба от клиентов даёт возможность пересмотреть рабочие процессы и внести необходимые изменения. При игнорировании плохих отзывов такая возможность пропадает и предприятие не может стать лучше;
- Рабочие команды. На предприятиях использующих систему Кайдзен, все сотрудники являются членами рабочих групп;
- Управление проектами основывается на сотрудничестве межфункциональных команд. Система Кайдзен подразумевает невозможность эффективных действий команды, если выполняется работа только в рамках одной группы. Этот принцип имеет тесную связь с основами японского менеджмента ротаций;
- Взаимоотношения сотрудников на основе поддержки. Важно не только достижение финансовых целей, но и отношения между сотрудниками и их вовлеченность;
- Горизонтальное развитие - опыт каждого сотрудника считается достоянием целой компании;
- Самодисциплина. Система управления Кайдзен подразумевает самоконтроль и уважение не только по отношению к самому себе, но и к коллегам, и всей организации;
- Самосовершенствование. Каждый работник должен сам приучить себя к определению задач, ответственность за которые лежит непосредственно на нем;
- Каждый сотрудник должен обладать полной информацией об организации, в которой работает;
- У каждого есть свои полномочия. Некоторый объем полномочий передается всем сотрудникам без исключений, также они обучаются множеству навыков;
- Управление подразумевает планирование и постоянное сравнение итогов с поставленным планом;
- Анализ происходящего в организации, который основывается на достоверных данных;
- Своевременное устранение недостатков и возможностей их повторения;
- Необходимость встроить качество в процессы организации, является одной из главных задач;
- Стандартизация предприятия, способствующая закреплению полученных результатов.
Как применять метод Кайдзен в бизнесе
Бизнес включает в себя множество процессов, среди которых не может быть маловажных или второстепенных. Необходимо совершенствование каждого из них, игнорируя любой из процессов, вы подвергаете бизнес опасности.
Для совершенствования процесса необходимо его изучить. Важно знать, из каких этапов он состоит, в чем смысл каждого этапа, есть ли возможность исключить какой-то из них.
Представим, что вам нужно проанализировать процесс состоящий из трёх этапов:
- первый этап длится 6 минут;
- второй этап длится 9 минут;
- третий этап длится 11 минут.
Итого 26 минут. Важно провести анализ и понять, возможно ли объединение этапов или их исключение. Лишние этапы - излишняя трата ресурсов.
Не стоит допускать простоя работников, но и нагружать их задачами из разряда «подметайте, главное не сидите» тоже не нужно.
В чем отличие Кайдзен от других систем управления
Нередко в фирмах происходят конфликты между отделом продаж и производством. Идеальной схемой работы, может считаться производство по предзаказу, без отклонений от потребности рынка.
Если же предприятие работает по обратной схеме, т.е. сначала создаёт прогноз, потом запускает производство, то происходит увеличение расходов, накопление нереализованных запасов продукции, что в свою очередь приводит к необходимости увеличения площади для хранения.
Кайдзен имеет значительные отличия от традиционных советских систем управления, когда потери не учитывались и любой ценой старались выполнить поставленные задачи.
Кайдзен исключает гигантоманию, эта система управления подразумевает важность всех даже самых маленьких дел, также важны любые самые маленькие недочеты и ошибки, которые могут вырасти и привести к большим потерям, если их своевременно не исправить.
Как внедрить японскую систему кайдзен в российских условиях
В школах Японии дети изучают дисциплину с названием «малое дело», где им объясняется важность не только крупных задач, но и небольших, которые могут казаться незначительными, что именно недоработка этих небольших задач может стать причиной крупных проблем.
Основным отличием российских и японских предпринимателей является желание незамедлительного получения результата у первых.
Основой системы Кайдзен можно назвать непрерывные улучшения и если ее совместить с инновационными подходами, возможно достижение высоких результатов.
Чтобы внедрить систему Кайдзен в российских условиях необходимо использовать ее принципы.