Автор: Елена Краскова
8 сентября Пресненский районный суд Москвы признал Михаила Ефремова виновным по п. «а» ч. 4 ст. 264 УК (нарушение правил дорожного движения в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека) и приговорил его к восьми годам лишения свободы в колонии общего режима.
8 июня произошло смертельное ДТП с участием Михаила Ефремова. 8 сентября суд приговорил актера к восьми годам колонии. Это дело с определенного момента притянуло массу конспирологических версий.
Странное действо адвоката, в процессе которого Михаил Ефремов менял показания, отказывался от сделанного ранее признания, напоминало водевиль, в котором талантливый актер выглядел совершенно неорганичным. У многих, искренне сопереживающих Ефремову, а вместе с ним и Сергею Захарову, это вызвало отторжение и нежелание вникать в детали этого дела. Почему экстравагантный адвокат - создатель этого сценария - так не увязался в нашем сознании с трагизмом произошедшего?
Сам Эльман Пашаев сказал о позиции профессионального адвоката: “Даже при признании вины он [адвокат] должен сделать всё, убеждать своего подзащитного, что это не так”.
Мне кажется - то, что многие приняли за попытку Михаила Ефремова уйти от наказания, на самом деле было его отчаянным желанием самому поверить в собственную невиновность: “Не хотел признавать, что я - убийца”. И участвуя в этой постановке, прожить 8 июня заново - не выйти из дому, не сесть за руль, не оказаться на Садовом...
И тем, о чем сказал Дмитрий Быков: “Мы приобрели Ефремова нечеловеческой силы, который начал платить своей жизнью и – так получилось – чужой жизнью, хотя это не входило совершенно в его планы. Он вот так сжигал себя. И то, что он так играет сейчас, – кому-то это кажется трусостью, кому-то распадом, а он проживает страшную роль, которая очень назидательна, которая может оказаться очень страшным уроком. Как будто бог через него дает понять очень страшные вещи, вот так бы я сказал”.
На волне не утихавшего все это время скандала - кто сказал, что трагедия и хайп - две вещи несовместные? - мы, торопясь высказаться, кажется, потеряли суть того, что произошло. Поэтому Кирилл Серебренников призвал “помолчать и подумать об этих двоих – о человеке, которого уже нет, и о человеке, которому очень и очень плохо”.
Многие непременно связывали все публичные появления и высказывания Ефремова с его актерской профессией. Но в то же время не могли не видеть его абсолютную искренность, так диссонирующую с логикой и законами защиты. Адвокат Пашаев прямо говорит: “Я первый раз вижу человека искреннего, честного, порядочного. Даже при расследовании уголовного дела он мне постоянно мешал. Даже в суде постоянно мешал мне работать”.
Софья Кругликова как-то сказала, что ей приходится прикрывать наготу мужа от всех. Его пристрастие к алкоголю - это та же нагота, уязвимость. В русском народе очень живуча убежденность в том, что чаще всего спиваются люди ранимые и добродушные. За месяцы, прошедшие со дня аварии, не раз вспоминали Сергея Есенина, Владимира Высоцкого - в день похорон Владимира Семеновича пришли проводить в последний путь так много его сограждан, что Юрий Трифонов сказал тогда: “Как умирать после Высоцкого?”
Ефремова, не щадя ничьих чувств, как только не называли, обвиняли в принадлежности к элите и богеме, которая якобы дает ему преимущество. Были и такие, кто говорил, что наказание должно последовать независимо от статуса человека и не может быть никакого “блата”.
Но где же были все эти “борцы за справедливость” во время разбирательств резонансных дел прошлых лет, в числе которых, например, ДТП с участием машины вице-президента “Лукойла” Баркова; тогда в аварии погибла известный врач акушер-гинеколог Вера Сидельникова и ее коллега и родственница Ольга Александрина. Вскоре после случившегося умер сын Сидельниковой, сиротой осталась ее маленькая внучка. Трагедия унесла жизнь целой семьи. Это дело вызвало множество вопросов, но следствие закрыло глаза на них. Виновницами аварии были признаны погибшие женщины. Закрыли дело сына Сергея Иванова, который сбил женщину на пешеходном переходе.
Дочь главы иркутского избиркома Анна Шавенкова, в декабре 2009 года сбившая на тротуаре сестер Юлию и Елену Пятковых, не провела в колонии ни дня из назначенных ей судом двух с половиной лет. Елена от полученных травм умерла, а Юлия осталась инвалидом. Наказание было назначено с отсрочкой до 2024 года, а недавно стало известно, что Шавенкова попала под амнистию. Стоит добавить, что она не выплачивала никаких компенсаций семье Пятковых и не пыталась с ней примириться.
В июле 2018 года сотрудница Минобрнауки Мурманской области Лилия Хоруженко сбила 12-летнего Генриха Ширшова. У мальчика была сломана челюсть, выбиты передние зубы, он получил сотрясение мозга. Однако в ГИБДД вины чиновницы не обнаружили. Через год Хоруженко подала иск к семье Ширшовых и потребовала возместить 120 тысяч рублей ущерба - в аварии она поцарапала автомобиль и сломала зеркало заднего вида. 10 июня 2020 года Октябрьский районный суд Мурманска обязал семью Ширшовых выплатить компенсацию.
По поводу “блата”... Согласно статистике в 2017, 2018, 2019 гг. по ч. 4 ст. 264 УК РФ Судебного департамента при ВС РФ, были назначены наказания в виде лишения свободы на срок
- до 1 года включительно 7, 11, 7 осужденным соответственно,
- от 1 до 2 лет - 132, 144, 102;
- от 2 до 3 лет - 462, 428, 368;
- от 3 до 5 – 271, 215, 222;
- от 5 до 8 – 5, 6, 21 человеку.
Известно, что Ефремов последовательно придерживался оппозиционных взглядов, что позволило кому-то из аналитиков говорить в связи с этой трагедией о том, что он “лишён политического иммунитета”.
Единственным его иммунитетом была народная любовь, в которой столь многие ему отказали, с энтузиазмом, забыв о милосердии, добивая лежачего.
Суд не стал лишать его званий и наград. Но даже если бы лишил - для людей он все равно остается народным артистом, продолжателем любимой актерской династии. Наверняка каждый вспомнит любимую актерскую работу Ефремова. И вспомнит, что он никогда не отказывал просящим.
Оступившись, люди должны подниматься и идти дальше.
Люди совершают ошибки, иногда трагические ошибки, которые стоят им жизни. И люди судят, ведь так легко со стороны гордиться своим моральным превосходством.
В своем видеообращении, которое актер адресовал родственникам погибшего Сергея Захарова, он говорит: “Нет уже больше никакого Ефремова. Предал я всех. Простите, пожалуйста”.
Поэтому невольно говоришь о нем в прошедшем времени. “Это не кино, - говорит он, - назад уже ничего не перемотаешь”. Как бы ни хотелось, жизнь Михаила Ефремова неминуемо поделилась на две половины - прошлая, до аварии, и будущая - будет ли она?
В наш эмансипированный век мы немилосердны и легко отмахиваемся от мнения о нас окружающих.
Но русская душа Михаила Олеговича Ефремова молит о нашем прощении. Может быть, тогда он сможет простить себя сам. Чтобы жить...
Источник: «ГОТОС СОВЕСТИ»
Спасибо за ваш лайк и подписку!