По итогам Форума «Армия-2020» было заявлено представителями Министерства Обороны Российской Федерации о заключение контракта на поставку основных боевых танков (ОБТ) Т-14 «Армата» в боевые части вооруженных сил России.
Данный танк с самого начала создания стал причиной споров. Вначале критиковалась сама идея создания такого танка, если за несколько лет до появления этой идеи его создания на испытания был выведен танк Т-95 (Объект 195), весьма схожий с «Арматой» по характеристикам и конструкции. Впоследствии ставилось под сомнение сама способность современной России создать и производить такой танк. Тем более, что конструкция «Арматы», как и, впрочем, и конструкция отвергнутого Т-95, предусматривает высокий уровень насыщенности современными электронными системами. А не секрет наше серьезное отставание в области их разработки и производства, начиная с 70-гг. XX века. Причем ввиду инициирования, начиная с 2014 года в РФ политики импортозамещения, требовалось обеспечить весь танк только российскими комплектующими. А меж тем с 90-гг прошлого века наша бронетехника и не только она оснащалась иностранными электронными компонентами, в том числе, произведенных в странах, отношения с которыми осложнились в 2014 году.
Но 25 июня 2020 года представителем разработчика Т-14 «Арматы» было заявлено о преодолении «детских болезней» «Арматы» (https://ria.ru/20200625/1573439757.html). Спустя некоторое время был уточнено, о чем именно шла речь. Я достаточно точно предположил о каких «детских болезнях» вот тут.
Теперь встал другой вопрос о Т-14 «Армата». Насколько обоснован параллельный выпуск Т-14 «Армата» и Т-90М «Прорыв», уже начатый в этом году. Вдобавок ведется работа по переделке всех Т-72Б(А) и Т-80БВ в их модернизированные варианты Т-72Б3 и Т-80БВМ. Выпуск и модернизации сразу нескольких типов основных боевых танков вызывает, понятно, дискуссию и вопросы в обществе.
Надо сразу сказать, что в отечественной практике такое уже встречалось во времена СССР. Скажем в первой половине 80-х одновременно выпускалось три типа современных танков – весьма схожих по характеристикам, но разных по конструкции – Т-64, Т-72, Т-80.
Одновременно велась модернизация старых танков Т-55 и Т-62, снятых с производства, но по-прежнему находившихся на вооружении в кадровых частях советской армии.
Но Т-14 «Армата» значительно превосходит по боевой мощи не только модернизированные Т-72Б3 и Т-80БВМ, но и новые Т-90М «Прорыв». Тогда возникает вопрос - почему тогда ее бы не сделать единственным танком в армии? Ответ состоит в следующем: «Армата» значительно дороже всех этих танков, при этом ее боевая мощь по нынешним временам избыточна. Ни в одной стране мира за пределами Российской Федерации нет танка способного на равных противостоять «Армате». При этом в локальных конфликтах, подобных «сирийскому», против «бармалеев» достаточно и танков Т-90М, а то и Т-72Б3.
Одновременно надо понимать, что массовый выпуск танка «Армата» способен спровоцировать эффект, подобный введению в строй первого в мире линейного корабля «Дредноут» в Англии в 1906 году. Все станут делать подобные танки и с массовым распространением их все наши старые Т-72 и Т-80 мимолетно устареют.
Но выпускать «Армату» надо. Это подготовит производство и личный состав армии к их массовым поставкам в случае необходимости. Тем более, что некоторые технические элементы от «Арматы» внедряются как на более массовых новых танках Т-90М «Прорыв», так и в меньших, впрочем, дозах и при модернизации танков еще советского производства. При этом надо заметить, что запуск в эксплуатацию и боевое применение нового поколения оружия, часто сопровождается серьезными проблемами. Например, истребитель пятого поколения F-22A «Raptor» пошел в серию с семилетним опозданием по году выпуска, при этом претерпел упрощение конструкции, сокращение своего тиража с 750 штук до 196 единиц, и отказ от создания его ударной модификации. Серьезные технические проблемы имеет и F-35A Lighting II – причем в последнем случае подобно российскому Су-57 он до сих пор не способен к крейсерскому полету на сверхзвуковой скорости, но проблема в отличие от Су-57 не в двигателях, а в дефектах покрытия.
Собственно говоря, перед Великой Отечественной Войной, тоже были большие проблемы с эксплуатацией новейших Т-34, КВ-1, КВ-2.
Главными проблемами была проблема с надежностью ввиду дефектов производства и конструкции, и с наличием у военнослужащих навыков обращения с новейшими танками. Постепенный, неторопливый темп поставок «Арматы» позволит избежать многих проблем, подобных тех, что мы испытали в начале 40-гг, когда, напомню, в эйфории от характеристик новых танков на какой-то был срок перестали выпускать запчасти к старым танкам, в итоге большая часть танков и старых, и новых типов оказалась ограниченно боеспособны. Одни часто были неисправны (старые БТ и Т-26), другие неосвоенными и тоже часто были неисправны (Т-34 и КВ).
Что касается преимуществ Т-14 «Арматы» перед танками других типов, включая иностранными, они обусловлены применением технических решений, ранее неизвестных на серийных образцах такого рода техники. Ключевыми является бронированная капсула для экипажа в комплексе с необитаемой башней с вооружением и широкое применение электронных средств для автоматизации управления танком и его оружейных систем, и для улучшения информированности как членов экипажа самого танка, так и других единиц боевой техники и других подразделений в рамках «сетоцентрической» тактики и стратегии боя. Бронекапсула привела к отсутствию визуальных каналов наблюдения даже у механика-водителя. Так же применена новая система активной защиты и принципиальная новая динамическая защита «Малахит». Последнею с некоторой натяжкой можно назвать «умной». Также впервые в мире применена активная подвеска. В принципе эти идеи за вычетом включенности танка в «сетоцентрическую» концепцию боя мне попадались еще в советских журналах конца 80-х и начала 90гг. Например, в одном из номеров еще советского «За рулем» был представлен гипотетический танк с активной подвеской, повышавшей среднею скорость хода и точность стрельбы, и активная динамическая защита, основанная на замыкании электроцепей в момент попадания с последующим направленным срабатыванием модуля защиты. На «Армате» динамическая защита «Малахит» использует обнаружение приближающего боеприпаса по его магнитному полю с последующим подрывом модулей защиты, но принципиально видна схожесть идей. Возможна она была несколько искажена для открытой публикации в «За рулем». Так же в те годы мне в военной периодике попадались и идеи танков с безэкипажной башней, и с бронекапсулой для экипажа. Там ссылались на западные идеи. Но у нас эти идеи стали воплощать еще на Т-95. Западная пресса считает, что его разработка началась в начале 80гг. А срок принятия на вооружения первоначально был по версии российских СМИ был 1994 год. Есть версия, что в основе Т-95 идеи нереализованного на конвейере опытного танка MBT-70 - совместной разработки США и ФРГ. Но по его чертежам видно, что наш и западный танк очень различны.
Например, как таковой бронекапсулы для всех членов экипажа на MBT-70, нет. Есть только для механика-водителя, а весь экипаж, включая и мехвода, находится в иной части корпуса, чем на Т-95 и Т-14. Можно найти и другие отличия. В лучшем случае можно говорить, что иностранные идеи повлияли на направление мысли отечественных конструкторов. Но точно также можно сказать и обо многих западных разработках в области военной техники.
«Армата» также обладает превосходящими любую другую бронированную машину возможностями по разведке и обнаружению целей, благодаря наличию РЛС с активной фазированной активной решеткой, так же оптико-электронных каналов зрения и собственного беспилотника. Наличие такой РЛС компенсирует некоторое наше отставание по характеристикам тепловизоров. По некоторым утверждениям Т-14 благодаря установке этой РЛС может заменять собой РЛС артиллерийской разведки. При этом предусмотрена работа «Арматы» в качестве разведывательно-управляющей машины. Огневая мощь «Арматы» находится на уровне Т-90М «Прорыв», превосходя иностранные танки, но в отличие от Т-90М возможна установка 152 мм пушки 2А83, уже испытанной и унифицированной с ныне выпускаемой пушкой 125мм 2А82-1М. Причем версия с 152 мм пушкой будет иметь боевую мощь на уровне 152 мм САУ «Коалиция-СВ». Ныне на западе «в железе» испытываются танковые орудия калибром не выше 140мм. Последний раз танковые орудия калибром 155 мм выпускались за рубежом достаточно давно – в 70 гг. Т-14 «Армата» даже в небольших количествах способна существенно изменить соотношение сил на поле боя в нашу пользу. Кроме того, уровень автоматизации Т-14 «Армата» позволит с меньшими затратами, чем на других образцах нашей военной техники перейти к концепции «роботизированного танка». Такой танк не только обеспечит меньшие потери личного состава, но и позволит в перспективе уменьшить вес и габариты боевой машины, одновременно увеличив ее защищенность, мобильность и огневую мощь. Главная проблема таких танков – это наличие устойчивых каналов связи с операторами и создания эффективных математических алгоритмов для автономных и полуавтономных действий. Но, судя по успехам в создании автономных автомобилей, последняя проблема будет скоро преодолена.
Главной же проблемой непосредственно "Арматы" может быть только революционность и новизна его конструкции, которая затрудняет как его освоение в производстве, так и в армии. Она же приводит к большей стоимости производства и эксплуатации «Арматы» по сравнению с более старыми образцами оружия, которые, однако, еще сохраняют свою боевую ценность.
Источники:
https://naukatehnika.com/lokxid-martin-raptor-2.html,
http://bastion-karpenko.ru/armata/,
http://btvt.info/2futureprojects/t-95.htm,
https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=536765&lang=RU,
Броня СССР. Все советские танки в цвете/ Михаил Барятинские. – М.: Яуза.: Эксмо.: 2014. – 496 с. – (Всеобщая энциклопедия танков)
ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ будет рада Вашим "пальцам вверх", подпискам и комментариям!)
Вы можете также оформить полис ОСАГО по этой ссылке.