Найти в Дзене
This Day

"...And Justice for All" Metallica. Что же всё-таки случилось с басом на записи?

7 сентября 1988 года состоялся релиз великолепного альбома "And Justice for All" группы Metallica. Как бы вы не относились к группе #Metallica и к этому альбому, но 8 миллионов копий, проданных только в США говорят о многом. Однако на протяжении вот уже тридцати с лишним лет фанаты группы задаются вопросом - "Что же всё-таки случилось с басом на записи?" и будет ли когда-то справедливость для Джейсона Ньюстеда.

"Меня как-будто измазали в грязи". Именно так выразился бывший басист группы Metallica Джейсон Ньюстед, после того, как услышал, как звучит итоговая запись альбома "… And Justice for All". "Я был невероятно разочарован, после того, как когда услышал финальный микс. Я просто отстранился от этого, как от какого-то дерьма"

Альбом, которому в этом году исполнилось 32 года, является одним из величайших шедевров Metallica . Музыкальное содержание альбома представляет собой материал с прогрессивной структурой, базирующийся на длинных и сложных мелодиях композиций, исполненных в быстром темпе и содержащих небольшое количество классических куплетных форм. Во время записи группа решила расширить свой звуковой диапазон, сочиняя песни с многослойными секциями, а также используя тяжёлые гитарные арпеджио и специфические музыкальные размеры. Впоследствии Хэтфилд объяснял: "Это был позёрский подход, представлял собой наше хвастовство и стремление показать на что мы способны. На репетиции мы смогли сыграть шесть риффов в одной песне? Давайте в следующей сделаем восемь. Давайте сходить с ума". Музыкальные критики по разному отзывались об этом альбоме:

Эпический формат композиций демонстрирует стремление музыкантов к экспериментам с риффами и таймингом .

"…And Justice for All" звучит иначе, нежели предыдущие альбомы группы, с более длинными песнями, более скудными аранжировками и более суровым вокалом Хэтфилда.

Пластинка была менее мелодичной, чем её предшественники из-за частых изменений темпа, необычных композиционных структур и многослойных гитарных партий. Звучание альбома было ближе к прогрессивному металу, нежели трэшу, из-за сложного формата музыки и мрачного звучания.

Тем не менее музыкальный публицист Джоэл Макайвер назвал музыка альбома достаточно агрессивная, чтобы Metallica сохранила свою нишу в "первых рядах исполнителей экстремального метала".

На …And Justice for All музыканты «довели концепцию трэша до его логического апогея.
Источник: https://cdn.mos.cms.futurecdn.net/7jk8MxW5H5iJYo4resuAZP-650-80.jpg
Источник: https://cdn.mos.cms.futurecdn.net/7jk8MxW5H5iJYo4resuAZP-650-80.jpg

Что бы кто не говорил, но этот альбом стал невероятным достижение для группы двадцатипятилетних парней из Калифорнии. С момента его выпуска многие треки стали основными в сет-листе группы и продолжают исполняться по сей день. Альбом стал восьмикратно платиновым, что сделало его вторым самым продаваемым альбомом в дискографии группы. Он занимает высокие места во всевозможных рейтингах ведущих мировых изданий, пишущих о тяжелой музыке, а песня "One", вышедшая в качестве сингла, и на которую был снят первый официальный видеоклип группы, вдохновил множество артистов и коллективов на запись кавер-версий этой песни.

Эта пластинка вывела Metallica в мейнстрим, но все же у нее есть один недостаток, который преследовал ее последние три десятилетия - на ней практически отсутствует бас-гитара.

"Я даже не могу описать, как сильно я переживал из-за этого, да и до сих пор переживаю", - сказал как-то Ньюстед. Тем более, по общему мнению тех, кто работал над записью, тот материал, который он записал для альбома, был просто блестящим. Но на вышедшей пластинке всего этого просто не было слышно. "Джейсон - чертовски хороший басист", - сказал сопродюсер "...And Justice for All" Флемминг Расмуссен в одном из интервью в 2016 году. "Я, наверное, один из немногих людей в мире, включая Джейсона и Тоби Райта, помощника инженера , которые слышали басовые треки "...And Justice for All", и я вам скажу - они чертовски великолепны.”

После того как их предыдущий басист, по-настоящему культовая личность - Клифф Бертон, погиб в автобусной аварии в сентябре 1986 года, Metallica решила не останавливаться и продолжить своё восхождение. "Мы решили, что самое умное, что можем сделать, - это продолжать идти вперед", - сказал барабанщик Ларс Ульрих . "Мы взяли небольшую паузу после похорон Клиффа, а потом сразу принялись за работу, так как если бы мы ещё немного посидели без дела, то навсегда бы исчезли или угодили бы в такую яму, из которой вряд ли бы выбрались".

Они обратились к своему другу, основателю Metal Blade Records Брайану Слэгелю, с предложением организовать прослушивание спустя всего неделю после похорон Бертона. В конечном итоге участников группы больше всех впечатлил Джейсон Ньюстед, из группы Flotsam и Jetsam.

Джейсон Ньюстед ещё во Flotsam и Jetsam.
Джейсон Ньюстед ещё во Flotsam и Jetsam.

"Джейсон обладал невероятно правильной и нужной положительной энергией и был похож на огненный шар", - вспоминал Ульрих. "Когда он пришел, то был возбужден и полностью готов к работе, у него просто была правильная позиция, химия, личностные качества, а подход к своему инструменту были действительно уникальными. Он был полной противоположностью Клиффу, так что это не было похоже на то, что мы взяли копию Клиффа".

Группа закончила своё турне с альбомом "Master Of Puppets" уже с новым бас-гитаристом в составе. "Джейсон прекрасно вписался в состав", - вспоминал гитарист Кирк Хэмметт, - у нас было отличное понимание и взаимодействие, которого мы даже не ожидали". "Мы повзрослели, и к следующему туру мы стали более зрелыми и мудрыми", - говорил Хэмметт. "Мы стали более сосредоточенными. Мы стали лучше играть. А желание быть ещё лучше привело нас к "...And Justice for All".

Но прежде чем запереться в студии, музыканты решили стряхнуть дорожную пыль с инструментов и записать несколько кавер-песен для того, что в 1987 году выйдет как "The $5.98 E. P.: Garage Days Re-Revisited".

Источник: https://avatars.yandex.net/get-music-content/176019/6af0acc6.a.5245659-1/m1000x1000
Источник: https://avatars.yandex.net/get-music-content/176019/6af0acc6.a.5245659-1/m1000x1000

На своей первой записи в новой группе Джейсон Ньюстед был записан как "Master J. Newkid", а песнями, которые в полной мере могли продемонстрировать его мастерство стали "Helpless" группы Diamond Head, в которой была партия бас-гитары без аккомпанемента, и "The Small Hours" группы Holocaust, которая буквально пульсирует басами на протяжении всей песни.

Они самостоятельно продюсировали данный EP и выпустили его летом 1987 года, за несколько месяцев до начала записи "...And Justice for All" вместе с продюсером Флеммингом Расмуссеном.

И вот 7 сентября 1988 года выходит новый альбом. Единственной песней, где Ньюстед указан как соавтор является "Blackened". Вот как сам музыкант вспоминает работу над альбомом: "Я сочинил основной риф на басу. Вот я сижу, дрочусь над ним, и тут подходит Джеймс, начинает мне подыгрывать и песня начинает формироваться... Он говорит: "Чувак, этот рифф настолько крут, что достоин открыть наш гребаный альбом". Его слова вызвали у меня чувство огромной гордости, так как я очень уважал его, да и сейчас так же уважаю".

Авторами остальных композиция являются Хэтфилд, Ульрих и Хэмметт, а инструментальная композиция "To Live Is to Die", где партии баса наиболее выражены, является своего рода наследием и данью уважения Клиффу Бёртону.

Сам Ньюстед объяснил отсутствие низких частот в альбоме своим стилем игры и общей наивностью. Он сводил свою бас-гитару сам вместе с инженером, используя оборудование, с которым работал во Flotsam and Jetsam, а затем отправился домой, даже не задумываясь, что произойдет с записью потом. Но если взглянуть на басовые табулатуры, то можно обнаружить, что они практически соответствуют тому, что играет Хэтфилд. "Будучи участником Flotsam and Jetsam, я еще не понимал, как правильно играть басовую партию, я просто играл на басу так же быстро, как и на гитаре, в основном мы все играли так, чтобы просто была "стена звука", - вспоминал Джейсон в 2013 году. "В итоге все оказалось на одной частоте - мой бас и гитара Джеймса боролись за одну частоту. Если бы я знал тогда то, что знаю сейчас, все было бы иначе. Тогда я очень злился из-за этого, но если быть откровенным, то и позже, на некоторых записях, которые я сделал можно найти уродские басовые партии".

Гитаристы группы на протяжении многих лет повторяли эту историю в интервью, особенно после того, как в 1991 году они выпустили следующий альбом, известный как "Black Album", в котором можно услышать такие басовые хиты, как "Sad but True" и "Enter Sandman". Когда они записывали этот альбом с продюсером Бобом Роком, они вывели его партии на монитор Ульриха, чтобы создать "то самое", что позже Ньюстед назовёт "настоящей ритм-секцией". "В этот раз нам посчастливилось работать с продюсером, который помог мне сохранить мой звук вместе, соединив его с барабанами и гитарами", - сказал он в 1991 году .

"Бас был скрыт на "Justice" по двум причинам", - объяснил Хэтфилд в 2008 году. "Во-первых, Джейсон имел тенденцию дублировать мои партии ритм-гитары, поэтому было трудно сказать, где начинается моя гитара, и где заканчивается его бас. Кроме того, мой тон на "Justice" был очень скудным - в основном только низкие и высокие частоты, с очень небольшим средним диапазоном. Звук моей гитары съел все нижние частоты. Мы с Джейсоном всегда боролись за одно и то же место в миксе". В 1991 году фронтмен поручил продюсеру Року навести порядок в ритм-секции "Черного альбома". "Боб действительно помог нам с оркестровкой и настройкой низких частот, заставив гитару и бас работать вместе", - вспоминал Джеймс. В том же интервью Хэтфилд пошутил о вкладе Ульриха в процесс записи: "Он не вмешивается в звук гитары - только бас-гитара".

Хотя ни Хэтфилд, ни Ульрих так и не подтвердили, что на самом деле произошло во время микширования альбома, данные из разных источников несколько проясняют картину. В интервью 2015 года инженер по микшированию Стив Томпсон очень эмоционально рассказал свои воспоминания. Перед ним поставили условную задачу "взять "Master of Puppets" и взорвать его", но при этом ему дали понять, что нужен "более гаражный звук без баса". Сначала он установил эквалайзер для барабанов Ульриха так, чтобы это понравилось его слуху, и Хэтфилд одобрил это, но Ульрих в последствии изменил его настолько, что это вызвало жгучую ненависть у Томпсона. Затем, по словам звукооператора, барабанщик обратил свое внимание на бас."Теперь, - он говорит: "Видишь бас-гитару?" И я ответил: "Да, чувак, это круто, звучит убойно", - вспоминал Томпсон. "Он сказал: "Я хочу, чтобы вы приглушили басы, чтобы их было едва слышно слышно в миксе". Я сказал: "Ты шутишь, да?" Он сказал: "Нет, выполняй". Я опускаю его до такого уровня, и он говорит: "Теперь понизьте его еще на 5 дБ". Я обернулся, посмотрел на Хэтфилда и сказал: "Он серьезно?" Это просто поразило меня".

В 2008 году, когда барабанщика спросили, был ли выключен бас в альбоме намерено, из-за того, что Ньюстед говорил о том, что группа безжалостно издевалась над ним, когда он присоединился к коллективу, - Ульрих сказал, что это было непреднамеренно. "Альбом "Justice" был "Шоу Джеймса и Ларса" от начала до конца, но это не было "К чертям этого парня, давай уберём его бас", - сказал он . "Это было больше похоже на "Работа идёт, мы микшируем, настраиваем ритм-секцию. Но в основном мы продолжали крутить все остальное, до тех пор пока не исчезли басы".

"Это было сделано специально, это точно", - рассказывал Расмуссен в 2016 году. "Это Ларс и Джеймс сказали убавить бас. Я знаю это точно, потому что переспросил их".

Ко времени работы над "Черным альбомом" все изменилось. "Раньше у нас с Ларсом были жёсткие рамки для всех", - говорил Хэтфилд о творческом процессе группы в 1996 году. "Сейчас, если бы мы пришли в студию и услышали, как Джейсон накладывает какую-то басовую партию на песню,то было бы примерно так: "Это чё такое? Ок, ну давай сделаем несколько записей и послушаем это в контексте песни". За эти годы я заметил, как Джейсон всё больше разочаровывается в музыкальном плане из-за того, что многое из того, что он написал, не попадает в конечную запись. Он хотел, чтобы люди слышали его материал".

Ньюстед не сдавался и продолжал работать в группе до 2001 года, когда у него возник конфликт с Хэтфилдом из-за выпуска дебютного альбома группы Echobrain, его сайд-проекта. Конфликт в полной мере был запечатлен в документальном фильме "Some Kind of Monster". В конце концов Ньюстед покидает группу, а Боб Рок берет в руки бас-гитару в студии для записи альбома "St. Anger", вышедшего в 2003 году. ПОсле этого в группу приходит бывший басист Оззи Осборна Роберт Трухильо, который остаётся участником группы по сегодняшний день.

Оглядываясь назад, Джейсон по-новому взглянул на то, почему "Justice" получился именно таким.

"Должно быть, психологически, непроизвольно, подсознательно у них в голове сидела мысль:: "Он не играет как Клифф". Это не то же дерьмо. Он играет типичный спид-метал с медиатором, так же, как Джеймс. Это не блестящее музыкальное произведение, это не будет как раньше...", - вспоминал он . "Кроме того, в 1988 году мы начали ощущать вкус славы. Наше ЭГО шло впереди нас".

Отсутствие баса было предметом спора поклонников Metallica на протяжении последних трех десятилетий. Поскольку программное обеспечение для домашней звукозаписи стало значительно дешевле, по сравнению с предыдущим временем, то некоторые фанаты попытались сделать свой ремикс "...And Justice for All", чтобы отдать должное вкладу Ньюстеда в этот альбом. Первое, что появилось в сети в 2013 году, называлось "… And Justice for Jason". Пользователь YouTube, загрузивший его, Josh10177, не объяснил, как он это сделал, но судя по звуку, все сводилось к эквализации.

Другие ремиксы были более изобретательными. Например видео от пользователя по имени James Mason, загруженное в 2017 году.

Здесь представлены невероятно подробные заметки о разделении частот инструментов, сэмплировании винила для получения более басовитого звука и двойном трекинге нескольких записанных фанатами басовых треков для усиления. Под видео есть ссылки, где можно прослушать разные версии ремиксов альбома по шкале от 1 до 5.

Версия 1.0 (легкий бас, для пуриста, который все еще хочет, чтобы альбом звучал так же, но с немного большим басом) https://www.youtube.com/watch?v=Eogyh...

Версия 2.0 (тонкий бас, который все равно нужно слушать, но его можно различить в большинстве мест) https://www.youtube.com/watch?v=lkisd...

Версия 3.0 (оптимальный бас явно сидит за гитарами) https://www.youtube.com/watch?v=HSLJy...

Версия 4.0 (громкие басы, все еще оптимальные, но немного впереди) https://www.youtube.com/watch?v=UFZw5...

Версия 5.0 (тяжелые басы для тех, кто хочет громко, но не мутно) https://www.youtube.com/watch?v=N-OAr...

Хотя это прямо не говорится об этом, стоит отметить, что басовые треки для некоторых песен были доступны отдельно от микса через Guitar Hero: Metallica, и это может быть источником баса на некоторых из них. (Также есть ремикс, который якобы сделан так, будто играл Клифф Бертон.)

"Однажды в Понтиаке, штат Мичиган, один парень подходит ко мне и дает "… And Justice for Jason", - рассказывал Ньюстед в 2013 году. "Он взял и сделал ремикс, добавив басовые партии обратно". Я слышал разговоры об этом на протяжении многих лет и тому подобное, но я по-настоящему не обращал на это особого внимания. А он такой говорит: "Мужик, это для тебя, приятель. Это то, как это должно было быть. Я такой: "Ок. Как это должно было быть - это то, что было записано тогда и произвело впечатление на весь мир, и это было круто. Здесь есть бас? Круто, чувак. Спасибо. Я оценил это".

Хэтфилд и Ульрих согласились с утверждением Ньюстеда о том, что то, что вышло - это именно то, что и должно было выйти, и так должно оставаться. За последние несколько лет Metallica делали "ремастеры" и переиздавали свои альбомы. Однако, Флемминг Расмуссен сказал, что фанатам не стоит ожидать, что они услышат ремикс-версию "Justice". "Эти записи - продукт определенного периода жизни; это моментальные снимки истории, и они - часть нашей истории", - сказал как-то Хэтфилд . "Ну хорошо, в "...And Justice for All" можно было бы использовать немного больше низких частот, а в "St. Anger" можно было бы использовать поменьше этого "жестяного" барабана, но ведь именно эти вещи делают эти записи частью нашей истории". Томпсон также подтвердил, что у группы "нет желания" делать ремикс на "Justice". "Они хотят, чтобы все оставалось таким, как есть", - сказал он в 2018 году.

Несмотря на то, что они хотят сохранить все как есть, группа выразила сожаление по поводу того, как, в конечном итоге, звучит "Justice" - они просто приняли это и готовы жить с этим. "Я бы хотел, чтобы мы записали "… And Justice for All" лучше", - сказал Хэммет . "В то время это казалось интересной концепцией. Но сейчас этот альбом мне не нравится. Мне нравятся песни, но не нравится как они звучат".

"Мы работали на полную мощность, но дерьмо случается", - сказал Ньюстед . "Я просто проглотил это и пошёл дальше. Если спросить их сейчас, спустя всё это время, когда они уже повзрослели, познали жизнь, я думаю, они бы сказали бы всё прямо в лицо".

В 2009 году звукоинженер Томпсон обнаружил, что сидит рядом с Ульрихом на церемонии включения группы в Зал славы рок-н-ролла, и испытал почти такие же чувства, как описал Ньюстед. "Ларс говорит: "Эй, а что там случилось с басом в "Justice ?" - вспоминает звукоинженер. "Он действительно спросил меня об этом. Я хотел его тут же замочить. Было обидно, потому что именно я тот, на кого льётся всё дерьмо из-за отсутствия баса".