Флибустьерами («филибастерами») жители Мексики и Центральной Америки называли американских искателей приключений, авантюристов, наемников, солдат удачи, которые на свой страх и риск, без благословения своего правительства (или при его молчаливом согласии), устраивали военные экспедиции в страны Латинской Америки, с которыми США официально находились в состоянии мира. Целью этих экспедиций не был банальный грабеж , а создание новых государств или новых штатов для США. Королем флибустьеров был необычный человек - врач, журналист, адвокат и военный лидер Уильям Уокер. Авантюра в Никарагуа стал его лебединой песней. О ее начале в статье Республика наемников или похождения короля флибустьеров Уильяма Уокера в Никарагуа. Часть 1
Главная ошибка флибустьера
Пост президента занял умеренный консерватор Патрисио Ривас, а главнокомандующий армией консерваторов Корраль стал военным министром. Уильям Уокер, получив звание генералиссимуса, стал главнокомандующим армии республики с годовым жалованием в 6 тысяч долларов. Сосредоточив всю власть в своих руках, Уокер сделал дона Патрисио Риваса формальным президентом. А вот генерала Корраля он быстро расстрелял.
Теперь в армии Уокера было 1,2 тысяч человек. Флибустьеры были организованы в два батальона — стрелковый и легкой пехоты. Первые имели на вооружении винтовки Шарпа, вторые — гладкоствольные мушкеты. Многие имели револьверы Кольта и ножи Боуи.
Но Уокер совершил главную ошибку в своей карьере флибустьера. Вернее, его подтолкнули к этому решению главные менеджеры Вандербильта — Гаррисон из Сан-Франциско и Чарльз Морган из Нью-Йорка, которые замыслили «кинуть» своего босса, захватить контроль над транзитной компанией и создать свой бизнес. Уокер убедил президента Риваса аннулировать лицензию «Эксессори Транзит». Уокер 18 февраля 1856 года приказал конфисковать ее пароходы, причалы и склады. Новую лицензию на управление всем этим имуществом он передал своим новым партнерам Моргану и Гаррисону.
Один из самых богатых и могущественных людей США Корнелиус Вандербильт пришел в ярость и попытался надавить на президента Франклина Пирса, требуя прямого вмешательства правительственных сил США в нарастающий конфликт. Однако тот предпочел остаться в стороне. В итоге Корнелиус Вандербильт начал осуществлять перевозки через Панаму и отправил деньги и оружие в Коста-Рику для поддержки сил антиуокеровской коалиции.
Новая битва за Ривас
26 февраля 1856 года президент Коста-Рики Хуан Рафаэль Мора Поррас объявил войну Никарагуа. Уокер, после провала попытки его делегации договориться с костариканцами, попытался нанести превентивный удар и послал 19 марта в Коста-Рику отряд под командованием подполковника Шлезингера численностью до 300 бойцов. Но на следующий день три тысячи костариканцев под командованием президента Моры и барона Бруно фон Натцмера (он сменил сторону) неожиданно атаковали флибустьеров на гасиенде Санта Розас и легко разгромили их. Все 50 захваченных в плен флибустьеров были казнены, включая раненых.
2,5 тысяч костариканцев вторглись на юг Никарагуа. Уокер попытался сорвать их наступательный порыв, ударив по Гранаде. Это была очередная десантная операция — отряд флибустьеров выдвинулся из Риваса на пароходе. Но 11 апреля Мора захватил Ривас, застав Уокера врасплох. Ему пришлось бросить в бой все свои силы, чтобы отбить город. Не менее двух тысяч костариканцев и 600 американцев и европейцев сцепились в смертельной схватке на улицах города.
Флибустьеры заняли в Ривасе удобные хорошо укрепленные позиции, включая так называемый «Военный постоялый двор». Они отбили все атаки. Костариканский солдат Хуан Сантамария сумел прорваться под плотным огнем прямо в здание и поджег его. Храбрец был убит, но наемникам пришлось отступать. Они укрепились в городской церкви и отбивались до наступления темноты. Под покровом ночи им удалось уйти. Их потери — 62 убитых и 62 раненых. Потери костариканцев составили примерно 800 человек.
И опять удача была на стороне Уокера. Ряды костариканских войск начала косить холера, и они отказались от преследования противника. Из 2,5 тысяч бойцов под ружьем осталось всего 400 человек. А генерал Уокер расценил эту эпидемию как «помощь Провидения», в США он стал легендой, истории о его похождениях обрастали все более невероятными подробностями. Сотни американских добровольцев устремились под знамена предводителя флибустьеров.
Президент-флибустьер
В июне 1856 года президент Ривас объявил о проведении очередных выборов главы Никарагуа и выдвинул свою кандидатуру от демократов. Консерваторы всем на удивление выставили на выборы кандидатуру их злейшего врага Уильяма Уокера, который одержал убедительную победу.
Уокер присвоил английскому языку статус государственного наравне с испанским и отменил закон о запрете рабства. Последнее решение было рассчитано на то, чтобы получить расположение южных рабовладельческих штатов США. В конце 1856 года Гондурас, Сальвадор, Гватемала и Коста-Рика сформировали военную коалицию. Общая численность войск коалиции — 21 тысяча человек, но в боевых действиях участвовало примерно три тысячи. Армия Уокера — две тысячи бойцов, но боевой костяк — примерно 800 бойцов.
Главной целью коалиционных сил стала Гранада. По необъяснимой причине Уокер сначала отказался от защиты хорошо укрепленного города Масайя к северо-западу от Гранады, что лежал на пути наступления союзников. Однако, отступив к столице, он вдруг изменил решение и фронтальной атакой захватил Масайю. Он обнаружил, что противник обошел его и занял Гранаду 13 октября. Уокер развернул войска и выбил союзников из города.
Потерпев неудачу в попытках уничтожить Уокера непрямыми средствами, Вандербильт решил напрямую включиться в войну. Он послал в Никарагуа отряд наемников под командованием англичанина Вебстера и американца Спенсера для того, чтобы отбить транзитный путь и лишить Уокера подкреплений. 16 декабря 1856 года 120 американских наемников и костариканцев спустились на каноэ и плотах вниз по реке Сан-Карлос до впадения ее реку Сан-Хуан. Они застали врасплох местный гарнизон в 50 бойцов и уничтожили его. Дальше они двинулись до Грейтауна, который захватили 22 декабря. Призом стали четыре парохода. На этих пароходах 800 костариканцев под командой президента Моры двинулись дальше. Они взяли под контроль выходы на озеро Никарагуа. Было захвачено еще два парохода. Уокер теперь был отрезан от Карибского моря.
К ноябрю 1856 года три тысячи гватемальцев, сальвадорцев и никарагуанцев собрались в районе Масайи для подготовки атаки Гранады. С 560 бойцами Уокер направился навстречу противнику, предварительно разгромив части генерала Каньяса в районе Виргинского залива (250 наемников против 800 солдат). На полпути к Масайе он узнал, что союзники собирают войска для атаки Риваса. Уверенный в своих силах, он совершил классическую для полководца ошибку — разделил свои силы. 200 человек он отправил на юг к Ривасу, а с остальными провел две самоубийственные атаки Масайи, потеряв при этом 150 человек убитыми и ранеными. Пришлось отступить в Гранаду.
Битва за Гранаду
Трезво оценив обстановку, Уокер понял, что город удержать он не в силах. 227 наемников остались для уничтожения столицы. В отсутствие командира-трезвенника флибустьеры пошли в разнос, когда конфисковали достаточно алкогольных напитков. Они не заметили, как союзники вошли в город, и оказались в ловушке. С боем пробившись в церковь Святой Гваделупы, они удерживали эту цитадель 17 дней, отбивая беспрерывные атаки. Очень вовремя к Уокеру в конце декабря присоседились 300 хорошо вооруженных новых рекрутов из Нового Орлеана и Сан Франциско. Полковник Джон Уотерс повел 160 бойцов в Гранаду. Они пробили коридор, по которому 14 января 1857 года ушли 112 наемников. Гранада была полностью сожжена. Во время ожесточенных боев в Гранаде флибустьеры потеряли 110 бойцов убитыми и ранеными, 120 человек умерли от болезней, 40 — дезертировали.
Последнее сражение
Уокеру пришлось отступить в Ривас, где он был окружен силами коалиции, которые теперь включали и американских наемников. К марту 1857 года под его командованием было почти несколько сотен флибустьеров, но две сотни из них были больны. В феврале-марте до 500 хорошо вооруженных наемников высадились в британском Грейтауне и попытались пробиться на соединение с Уокером, но потерпели неудачу.Все попытки взять город штурмом войска Уокера отбили. Блокада продолжалась с декабря 1856-го по май 1857 года. В городе не осталось никакого продовольствия, были съедены все лошади и мулы. Госпиталь был переполнен ранеными и умирающими от лихорадки.
Союзники взяли Сан Хуан дель Сур, Морган и Гаррисон объявили о закрытии транзитного маршрута. Капитан американского военного шлюпа «Сент-Мэрис» Чарльз Дэвис, который получал прямые инструкции от госсекретаря Марси (а тот от Вандербильта) убрать Уокера из Никарагуа любым путем, убедил короля флибустьеров отказаться от дальнейшей борьбы.Уокер отправился в Нью-Йорк, где в его честь устроили грандиозный прием. Весь Бродвей был украшен цветами. Банкеты, празднества, публичные выступления следовали одно за другим. Он вновь предстал перед судом за нарушение законов о нейтралитете и вновь был оправдан. Уокер совершил турне по крупнейшим городам Соединенных Штатов, везде встречая самый восторженный прием. Он также занялся писательством и вскоре опубликовал книгу «Война в Никарагуа», где по большей части занимался самооправданием и самовосхвалением.
Тем временем в Никарагуа либералы и консерваторы объединились для войны с костариканцами. 24 ноября 1857 года Уокер высадился на побережье близ Грейтауна. Но прежде чем он двинулся в глубь страны прибыл американский 50-пушечный фрегат «Уобаш» с 350 морскими пехотинцами на борту. Его капитан Хирам Полдинг арестовал Уокера и его людей и отправил их домой. Уокер прибыл в Вашингтон и объявил себя военнопленным. Весной следующего года в Новом Орлеане его еще раз судили и опять оправдали. И опять он собрал небольшую армию наемников, в которую вошли ветераны отряда «бессмертных». И снова неудача. Их шхуна «Сьюзэн» наткнулась на коралловый риф. Британский военный корабль «Бэзилиск» спас потерпевших кораблекрушение.
Последняя попытка
Четвертую и последнюю попытку вернуться в Центральную Америку Уокер предпринял летом 1860 года. Некие жители британского острова Роатан и близлежащих островов из группы Ислас де ла Байя обратились к нему с просьбой помешать передаче этих островов под юрисдикцию Гондураса. Впрочем, никаких документов, подтверждающих заключение некоего соглашения между Уокером и жителями Роатана, не сохранилось. Скорее всего, для Уокера это был предлог еще раз испытать судьбу.
Когда Уильям Уокер высадился на островах с отрядом из 91 наемника со шхуны «Джон Тейлор», то обнаружил, что британский флаг все еще развевается над ними. Флибустьеры отправились в Гондурас, начинать войну с британцами в их планы не входило. 6 августа 1860 года Уокер высадился на побережье Гондураса и захватил город Трухильо. Отсюда он планировал начать марш на Никарагуа. В Трухильо прибыл британский 12-пушечный военный паровой шлюп «Икарус», под командой капитана Ноуэлла Сэлмона.Тем временем к Трухильо приближались семь сотен гондурасских солдат под командой генерала Мариано Альвареса. В ночь на 22 августа Уокер с 70 флибустьерами оставил город и двинулся по побережью в сторону Никарагуа. Шли налегке, каждый взял только по 30 зарядов и немного хлеба.
Солдаты генерала Альвареса настигли их в рыбацкой деревушке в устье реки Рио Негро. Босые и оборванные бойцы Уокера лежали под пальмами, их всех скосила прибрежная лихорадка. Почти все были ранены, в том числе и сам Уокер. Но они были готовы драться.
Смерть короля флибустьеров
Во время прямых переговоров на песчаном берегу капитан Сэлмон дал слово, что флибустьеры сдаются именно британским, а не гондурасским властям. Уокер отдал пистолет и саблю, его люди разоружились, их взяли под конвой британские морские пехотинцы. Но по прибытии в Трухильо пленникам было объявлено, что они передаются властям Гондураса. Исключение предложили лишь для Уокера и начальника его штаба полковника Э.Ф. Радлера, при условии, что генерал обратится к нему с прошением как американский гражданин. Идеалист и крестоносец Уокер отказался. «Президент Никарагуа — гражданин Никарагуа», — гордо ответил он.
Полковника Радлера власти Гондураса приговорили в четырем годам каторжных работ (был помилован через год), генерала Уокера — к смертной казни. Флибустьеров позже отправили британским кораблем «Гладиатор» в Новый Орлеан.Позже шквал критики обрушился на коммодора Ноуэлла, ведь он отдал «белого человека» в руки мстительных «полудикарей», зная, что его ждет верная смерть. Но очевидно, что тот действовал, подчиняясь инструкциям из Лондона, где решили избавиться от назойливого короля флибустьеров раз и навсегда.
Утром 12 сентября 1860 года Уокера вывели на песчаный пляж. С дистанции 20 футов три солдата дали залп, и, хотя каждая пуля попала в тело Уокера, он был еще жив. Сержант добил его из пистолета. Уильям Уокер проиграл тогда, когда выступил против всесильного американского бизнеса. Его победил Корнелиус Вандербильт с огромными деньгами, а вовсе не генерал Мора с его полураздетым воинством. Впрочем, американский магнат не вернул вложенные в борьбу против Уокера деньги. Фокус сместился в сторону начавшей действовать в 1855 году железной дороги, проложенной через Панаму. Панамский канал открыли 12 июня 1920 года.
Также по теме:
Республика наемников или похождения короля флибустьеров Уильяма Уокера в Никарагуа. Часть 1
Похождения короля флибустьеров Уильяма Уокера в Мексике
Мексиканская авантюра графа де Рауссе-Бульбона
Экспедиция Генри Крэбба в Мексику – история наивности и предательства
Расстрелянные мечты маркиза де Пиндрея о Мексике