Любителям автомобилей, неутомимым самостоятельным ремонтникам и, конечно же, самым разным водителям – привет!
===============
Для человека, выросшего в Советском Союзе, имя Стасис Брундза - это не просто имя "какого-то там прибалтийца", это целая эпоха!
С этим именем связано немало триумфальных побед в Автомобильном спорте и технических достижений отечественного автопрома.
Кто не помнит "Брундзовок" - знаменитых LADA 2105 VFTS и LADA 2108 EVA TURBO? Какой спортсмен не мечтал стал обладателем этих машин?
Итак, сегодня я расскажу, что мне известно об этом человеке, спортсмене, инженере...
Стасис Казимирович Брундза (лит. Stasys Brundza) родился 22 февраля 1947 года в Каунасе, Литовская ССР, СССР.
В семье Казимира Ионовича Брундзы, профессора кафедры ботаники Вильнюсского педагогического института и Констанции Юлиановны, специалиста по технологии пищевой промышленности, автора книг по кулинарии.
Отец, по его словам, не терпел автомобилей: "Никогда не водил и не собираюсь!". Мать машину, по любительским меркам, водила хорошо.
Впервые за руль сел, когда ему было 5 лет, в 9 лет мог ездить сам.
В автогонках дебютировал в 1963 году в возрасте 16 лет, едва получив, в порядке исключения, права. На родительской "Волге" стартовал в ралли протяжённостью 250 км, организованном спортивной секцией Каунасского радиозавода. Смог сразу одержать победу. Через год выступил на командном ралли «Прибалтика», также на семейной "Волге", попал в свою первую аварию в автоспорте - залетел в канаву.
Позже был принят в спортивную секцию и далее выступал уже на клубных машинах. В 1966 году на сборах перед ралли чемпионата СССР получил тяжёлую травму — компрессионный перелом трех позвонков, выпав из перевернувшегося спортивного "Запорожца". Именно тогда, по его признанию, "по настоящему заболел автоспортом".
1967 - вторая авария на "Запорожце", 2 месяца в больнице. Сразу после больницы - первое место на ралли "Прибалтика", выполнил норматив Мастер спорта СССР.
1968 - второе место на Чемпионате СССР.
1970 - участие в ралли "Рейд Польски". Сошёл из-за поломки КПП.
1971 - участие в ралли в Швеции. Авария.
1971 - первое место на Чемпионате СССР.
1972 - третье место в "Рейд Польски". Выполнил норматив Мастер спорта международного класса.
Победитель ралли Тур Европы 1974 года.
Семь лет работал в Ижевске водителем-испытателем на автозаводе "Иж" ("Ижмаш", ныне - "Лада-Ижевск"), в бюро испытаний спортивных автомобилей. Параллельно выступал в ралли, входил в сборную СССР, где много лет считался ведущим пилотом.
В 1976 году окончил Вильнюсский инженерно-строительный институт по специальности «Автомобиль и автохозяйство».
1977 - третье место в ралли "Татры-1977"
9 раз стартовал в ЧМ по ралли. Лучшее достижение — 6-е место на ралли "Акрополис-1976", за рулём ВАЗ-2103. Это лучший результат для советского раллиста и советского автомобиля в истории WRC.
1979 - Заслуженный мастер спорта СССР.
Трёхкратный победитель финского этапа ЧМ по ралли в своём классе (1980—1982)
Бронзовый призёр международного ралли "Шумава" (1985).
10-кратный чемпион СССР по ралли (1971—1983).
Трёхкратный чемпион РСФСР по ралли.
Участвовал в марафоне Wynn's Safari'1986 (он же - "Australasian Safari") на спортивной "Ниве" проходившем в Австралии по маршруту Сидней-Дарвин.
В 1978—1988 — руководитель экспериментального участка по подготовке спортивной техники при Вильнюсской фабрике транспортных средств ВФТС (VFTS), параллельно имел должности заместителя главного конструктора и заместителя главного инженера всего завода. Там наладил производство спортивных LADA 2105 VFTS на базе DFP-2105. Позже фабрика отделилась от завода и стала самостоятельным предприятием — ЭВА ().
В 1988—1992 — директор Экспериментального вильнюсского автозавода (ЭВА).
В 1992—2001 — генеральный импортер автомобилей Volkswagen и Audi в Литве, ЭВА стал официальным сервисом VW в Литве.
С 1996 года — президент Литовского автомобильного клуба (ныне — почётный). С 2000 года — президент Литовского Роллс-Ройс клуба.
Спортивную карьеру Брундза завершил в 2000 году, выступив на 24-часовой гонке на Нюрбургринге за рулём Porsche 911.
До 2011 года — президент совета директоров банка "Snoras".
Руководил проектом строительства автодрома в пригороде Вильнюса по проекту Германа Тильке.
С 1 июля 2014 по 13 ноября 2016 года - был депутатом Сейма Литвы.
Что остаётся добавить?
Со второй женой Аудроне проживает большую часть времени в Испании. Ездит на Maybach, Aston Martin DB7, Cadillac Escalade и Bentley Continental.
Коллекционерует автомобили с 1979 года (имеются несколько уникальных моделей, например Aston Martin Vantage, удлинённая Aston Martin Lagonda 1984 года, «Линкольн» президента Л. Джонсона). Из более чем 100 экспонатов Музея антикварных автомобилей и славы транспортного спорта в Вильнюсе основная часть экспозиции принадлежит Брундзе.
С. Брундза был и остаётся удивительно сдержанным и скромным человеком. На вопрос журналиста, как ему удалось добиться столь больших высот, он ответил со свойственной скромностью: "Просто, я люблю это дело!"...
Остаётся пожелать Стасису Казимировичу крепкого здоровья и долгих лет жизни!
Удачи!
----------------
Спасибо, что дочитали. Оказывается, рост подписчиков, комментарии и пальцы вверх - важно для развития канала. Не люблю просить, но придется это сделать. А чтобы всегда быть в курсе очередного накаляканного "шЭдевра", можно подписаться на канал ;-)