Найти тему
BRIGHTFLY KIDS

Почему билингвам повезло? Преимущества двуязычия.

Билингвизм - а что это, собственно, такое? Кто такие билингвы? Когда и как ими становятся?

Друзья, сегодня хочу попытаться раскрыть тему двуязычия. Максимально коротко и ясно ответить на основные вопросы, которые возникают у людей, когда речь заходит о билингвизме.

Словарь лингвистических терминов определяет двуязычие, или билингвизм, как одинаково свободное владение двумя языками. В педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада под билингвизмом понимается владение двумя различными языками или диалектами одного языка в степени, достаточной для общения.

Надо отметить, что двуязычие очень распространено в мире. Есть множество стран (в том числе и Россия), где местное население с самого рождения осваивает сразу несколько языков. Например, в нашей стране существуют регионы со своими национальными языками (Татарстан, Башкирия, Чувашия, регионы Северного Кавказа). И, как правило, люди там с детства свободно общаются как на своем местном языке, так и на русском. Многие страны Европы (Швейцария, Бельгия) имеют по несколько официальных государственных языков, и жители этих стран тоже с самого раннего возраста овладевают как минимум двумя языками.

From Pexels
From Pexels

Исследователи выделяют огромное количество видов и типов билингвизма. Двуязычие характеризуется

🔤 по возрасту и способу усвоения второго языка,

🔤 по среде освоения,

🔤 по последовательности овладения языками,

🔤 по уровню и активности их использования.

Однако, мы остановимся на двух центральных вариациях двуязычия: поздней (приобретённой) и детской (врождённой).

Учёные выделили критические этапы в процессе освоения языков. Большинство исследователей сошлись во мнении, что маленький ребенок гораздо легче осваивает иностранные языки, чем взрослый. К примеру, американские нейрофизиологи У. Пенфилд и Л. Робертс считают, что

“ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом." (Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. - Л.: Медицина, 1964. - С. 217.)

С детства челюсть маленького ребенка настраивается под определенную артикуляционную базу. Малыши копируют, имитируют звуки речи, которые слышат от родителей, близких и социального окружения. С возрастом челюсть “костенеет”. Окно языковых возможностей постепенно закрывается. Есть предположение, что с 11-ти лет уменьшается потенциал абсолютного освоения фонетикой и языковых структур. Даже при иммиграции семьи в другую страну или усыновлении ребенка носителями другого языка. И это связано не только с артикуляционной базой, которая успевает сформироваться к этому времени, но и сложившимся мировоззрением, основанном на родной системе языка.

Итак, билингвизм, формирующийся с рождения, называется естественным, врожденным, натуральным или первичным.

Но двуязычие может возникнуть и в более позднем возрасте. Причем, овладение иностранным языком также происходит на уровне носителя. Например, ребенок родился в России и рос в русской среде, но затем его семья переехала в США, и уже подростком он пошел в американскую школу. Важно подчеркнуть, что уже взрослый ребенок начинает впитывать язык через естественную среду, общаясь со сверстниками, смотря фильмы, сериалы, слушая музыку и прочее. Т.е. он учит английский не на курсах, а непосредственно в новой для себя культуре. Такой подросток начинает свободно общаться на двух языках, может без проблем переключаться с одного на другой, в семье разговаривать на русском, а вне дома - на английском. Безусловно, он тоже становится билингвом.

Подобный билингвизм называется приобретенным, аддитивным или вторичным. К слову, в будущем приобретенное двуязычие может перейти в спящий режим. Такое часто происходит у иммигрантов, которые перестали активно использовать свой первый язык, но продолжают понимать его.

From Pexels
From Pexels

Без преувеличения можно сказать, что билингвам повезло. Лингвистические исследования Кембриджского университета показали, что двуязычные дети имеют преимущества

✅ в социальном взаимодействии,

✅ гибкости мышления и

✅ понимании строения языка.

✅ ✅ ✅ Билингвы превосходят монолингвов в выполнении заданий со смешанной визуальной и вербальной информацией.

✅ ✅ ✅ У естественных билингвов с самого раннего возраста формируется двойная картина мира, так как они усваивают социокультурные нормы, историю и менталитет двух языковых обществ.

 #билингвы