Билингвизм - а что это, собственно, такое? Кто такие билингвы? Когда и как ими становятся?
Друзья, сегодня хочу попытаться раскрыть тему двуязычия. Максимально коротко и ясно ответить на основные вопросы, которые возникают у людей, когда речь заходит о билингвизме.
Словарь лингвистических терминов определяет двуязычие, или билингвизм, как одинаково свободное владение двумя языками. В педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада под билингвизмом понимается владение двумя различными языками или диалектами одного языка в степени, достаточной для общения.
Надо отметить, что двуязычие очень распространено в мире. Есть множество стран (в том числе и Россия), где местное население с самого рождения осваивает сразу несколько языков. Например, в нашей стране существуют регионы со своими национальными языками (Татарстан, Башкирия, Чувашия, регионы Северного Кавказа). И, как правило, люди там с детства свободно общаются как на своем местном языке, так и на русском. Многие страны Европы (Швейцария, Бельгия) имеют по несколько официальных государственных языков, и жители этих стран тоже с самого раннего возраста овладевают как минимум двумя языками.
Исследователи выделяют огромное количество видов и типов билингвизма. Двуязычие характеризуется
🔤 по возрасту и способу усвоения второго языка,
🔤 по среде освоения,
🔤 по последовательности овладения языками,
🔤 по уровню и активности их использования.
Однако, мы остановимся на двух центральных вариациях двуязычия: поздней (приобретённой) и детской (врождённой).
Учёные выделили критические этапы в процессе освоения языков. Большинство исследователей сошлись во мнении, что маленький ребенок гораздо легче осваивает иностранные языки, чем взрослый. К примеру, американские нейрофизиологи У. Пенфилд и Л. Робертс считают, что
“ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом." (Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. - Л.: Медицина, 1964. - С. 217.)
С детства челюсть маленького ребенка настраивается под определенную артикуляционную базу. Малыши копируют, имитируют звуки речи, которые слышат от родителей, близких и социального окружения. С возрастом челюсть “костенеет”. Окно языковых возможностей постепенно закрывается. Есть предположение, что с 11-ти лет уменьшается потенциал абсолютного освоения фонетикой и языковых структур. Даже при иммиграции семьи в другую страну или усыновлении ребенка носителями другого языка. И это связано не только с артикуляционной базой, которая успевает сформироваться к этому времени, но и сложившимся мировоззрением, основанном на родной системе языка.
Итак, билингвизм, формирующийся с рождения, называется естественным, врожденным, натуральным или первичным.
Но двуязычие может возникнуть и в более позднем возрасте. Причем, овладение иностранным языком также происходит на уровне носителя. Например, ребенок родился в России и рос в русской среде, но затем его семья переехала в США, и уже подростком он пошел в американскую школу. Важно подчеркнуть, что уже взрослый ребенок начинает впитывать язык через естественную среду, общаясь со сверстниками, смотря фильмы, сериалы, слушая музыку и прочее. Т.е. он учит английский не на курсах, а непосредственно в новой для себя культуре. Такой подросток начинает свободно общаться на двух языках, может без проблем переключаться с одного на другой, в семье разговаривать на русском, а вне дома - на английском. Безусловно, он тоже становится билингвом.
Подобный билингвизм называется приобретенным, аддитивным или вторичным. К слову, в будущем приобретенное двуязычие может перейти в спящий режим. Такое часто происходит у иммигрантов, которые перестали активно использовать свой первый язык, но продолжают понимать его.
Без преувеличения можно сказать, что билингвам повезло. Лингвистические исследования Кембриджского университета показали, что двуязычные дети имеют преимущества
✅ в социальном взаимодействии,
✅ гибкости мышления и
✅ понимании строения языка.
✅ ✅ ✅ Билингвы превосходят монолингвов в выполнении заданий со смешанной визуальной и вербальной информацией.
✅ ✅ ✅ У естественных билингвов с самого раннего возраста формируется двойная картина мира, так как они усваивают социокультурные нормы, историю и менталитет двух языковых обществ.
#билингвы