Здравствуйте!
Мой канал потихоньку развивается, увеличивается количество "дочитываний" статей. С начала учебного года моими читателями стали не только ценители грамотности, но и школьники и их родители. Следовательно, больше полезной информации будет для всех сразу!
Сегодня статья посвящена удвоенным согласным в иноязычных словах.
В последнее время большим потоком хлынули в современный русский язык слова, заимствованные из других языков. Большинство слов из английского, французского, немецкого.
Люди, особенно дети, не успевают запоминать и усваивать их лексическое значение и написание. Это становится проблемой при сдаче экзаменов по русскому языку (ОГЭ и ЕГЭ!
В ходе проверки экзаменационных работ (ЕГЭ) были выделены частые ошибки, встречающиеся в заданиях по орфографии (с 9 по 15 задания). На 3 месте в топе ошибок находится написание удвоенных согласных.
Не надо рассчитывать на то, что произношение совпадает с написанием, все-таки их нужно запоминать, прописывать в тетрадь, использовать как можно чаще в речи.
Опираясь на словарь-справочник "Слова с удвоенными согласными" Н. Колесникова, в котором собрано 27000 слов, узнаем, с какими словами следует работать активно. Автор данного словаря выяснил, что "на долю слов с удвоенной Н приходится 63 %, Л- 11%, С - 10%, М- 3,8%, Р-2,8% ..." Именно их написание мы сегодня и обсудим.
Запоминаем, общеупотребительные слова с удвоенными согласными.
1. Слова с сдвоенной Н ( кроме суффикса Н и НН).
___ Слова с приставкой А-, АН- со значением "отрицание, отсутствие чего-либо, противопоставление":
аННотация
аННуляция(аННулировать)
аННоминация
Слова с удвоенной Н в корне:
антеННа
тоННель (туННель)
теННис
тоННа
паННо
2. Слова с удвоенной Л.
__В начале слова:
аЛЛея
аЛЛегория
аЛЛитерация
эЛЛипсис
__В середине слова:
баЛЛада новеЛЛа
баЛЛон баЛЛотироваться
гориЛЛа
апеЛЛяция гаЛЛюцинация
доЛЛар дистиЛЛированный
иЛЛюзия иЛЛюминация иЛЛюстрация коЛЛекция
идиЛЛия каЛЛиграфия
капиЛЛяр стеЛЛаж
коЛЛега коЛЛектор коЛЛектив
миЛЛиард миЛЛион триЛЛион
моЛЛюск
бриЛЛиант бюЛЛетень
троЛЛейбус цеЛЛофан цеЛЛюлоза
параЛЛель
____На конце слова:
метаЛЛ кристаЛЛ (кристаЛЛический, но кристаЛьный)
хлорофиЛЛ хоЛЛ кораЛЛ
3. Слова с удвоенной С.
__В начале слова:
аССамблея
аССистент аССонанс
аССортимент
аССоциация дискуССия
диССонанс диССертация
___В середине слова:
баССейн
биССектриса дреССировать
искуССтво
каССация профеССия
клаССицизм клаССика комиССия
кроССворд лаССо траССа
маССаж маССив
миССия
несеССер
паССаж паССажир
преССа
паССив пеССимист режиССер
ренеССанс шаССи шоССе
эССенция
__На конце слова:
нарциСС боСС
компромиСС компреСС
колоСС конгреСС
кроСС преСС
прогреСС регреСС
экспреСС эксцеСС
4. Слова с удвоенной М.
___В начале слова:
иММунитет
иММунолог
иММигрант
аММиак
__В середине слова:
сиММетрия асиММетрия
гаММа монограММа програММа
телеграММа эпиграММа диаграММа
граММатика
дилеММа суММа
коММюнике
коММентарий
__На конце слова:
граММ килограММ
параллелограММ
Обычно возникает вопрос у моих учеников и их родителей:
- Как запомнить такое количество слов с удвоенными согласными?
Существует несколько практических способов, которые действительно помогают быстро и легко запоминать слова.
О том, как работает подсознание и как определить тип восприятия (визуал, аудиал, кинестетик, дискрет) информации у человека, я писала в одной из своих статей. Ссылка на нее ниже.
Как определить тип восприятия материала школьников, чтобы они легко и быстро усвоили материал?
Итак, ПЕРВЫЙ СПОСОБ. Для своих учеников начальной школы (3-4 класс) я пишу крупным шрифтом цветными маркерами ЗАПОМИНАЙКУ" - записанные на альбомном листе слова, которые необходимо запомнить.
Например, ГРАММ, КИЛОГРАММ, ТЕЛЕГРАММА, ПРОГРАММА, ПАССАЖИР, ТРАССА, БАССЕЙН, КРОССВОРД, КОЛЛЕКТИВ, АЛЛЕЯ. Обычно не больше 10 слов для младших школьников. Взрослые работаю сразу с 20-30 словами.
На занятии записываем слова в тетрадь, проговариваем по слогам в слух, составляем предложения, разгадываем кроссворды, в которых ответами становятся указанные слова, затем вешаем перед рабочим столом "Запоминайку". Домашним заданием является ежедневное прочитывание слов вслух.
На следующем занятии снимаем "Запоминайку" и записываем слова под диктовку или по памяти. Обычно после добросовестного выполнения домашней работы ошибок допускается не более двух.
Так можно работать с учениками любого возраста со всеми словами, которые необходимо запомнить.
ВТОРОЙ СПОСОБ. Его можно применять для работы с детьми постарше. Собираем слова по определенной тематике, например, спорт для мальчиков ( ТЕННИС,КРОСС, КОЛЛЕКТИВ, КРИСТАЛЛ, ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ), кино для девочек( РЕЖИССЕР,ИСКУССТВО,КОММЕНТАРИЙ,ПРОГРАММА, ПРЕССА), затем даем задание составить связный текст с данными словами. Задание получается интересное и полезное! На следующем занятии записываем их снова под диктовку.
Применяйте данные способы и получайте результат!
Делитесь своими методами запоминать слова!
Подписывайтесь на мой канал и становитесь грамотнее!