Председатель Совета директоров Ready Robot и RIVARO Михаил Кузьмин рассказал в интервью Realist Media о том, почему благодаря роботизации появляется больше рабочих мест, как из регионального бизнеса выйти на уровень сотрудничества с такими мировыми гигантами как Unilever и KFC, а также запустить первый в мире роботизированный ресторан.
Михаил, знаю, что ваш предпринимательский путь начался почти 20 лет назад. Расскажите подробнее про свой опыт?
С 1991 по 2016 год я занимался розничным и оптовым бизнесом, производством пылегазочного оборудования, франчайзингом связанным с производством покрытия для детских и спортивных площадок. У меня также был итальянский ресторан и кафе «Бабушкины блинчики».
В 2016 году я окончил Московскую школу управления СКОЛКОВО, а в 2018 познакомился со своими партнерами. Сейчас у нас есть две компании - Ready Robot в Челябинске и RIVARO в инновационном центре Технопарка СКОЛКОВО.
Расскажите, как вы пришли к тому, чтобы так кардинально сменить сферу деятельности?
Я бы не сказал, что сменил деятельность кардинально. Скорее, объединил весь свой предыдущий опыт и направил его на самую востребованную нишу нашего времени - технологии и роботизацию. Промышленность развивается все больше и больше с каждым годом, и у этого развития большие перспективы.
Насколько вам помогло ваше образование, опыт в сфере промышленности в том бизнесе, которым вы занимаетесь сейчас?
Любой бизнес имеет разные составляющие, которые напрямую могут повлиять на его успех. Старт проходит максимально гладко если есть подготовка и опыт, а также глубокие знания той индустрии, которую затрагивает ваш бизнес. Помимо знаний, образование дало мне прочные связи, без которых ни один современный бизнес не сможет выжить.
До нынешних компаний у вас был региональный бизнес, сейчас ваша компания находится в Технопарке Сколково, какие ощущения?
Прекрасные! Технопарк Сколково оказывает нам незаменимую помощь и поддержу в развитие нашего бизнеса.
Расскажите подробнее, чем занимаются компании Ready Robot и RIVARO?
У нас два ключевых направления: автоматизация конечной упаковки и паллетирование для крупных и промышленных предприятий, пищевой, строительной, химической отрасли. Например, мы сотрудничаем с брендами Увелка, Макфа, также ведем переговоры с компанией Unilever.
Компания RIVARO занимается автоматизацией ресторанов быстрого обслуживания, типа KFC. В июне в Москве открылся первый в мире цифровой ресторан KFC с бесконтактной оплатой и роботизированной рукой для выдачи заказов. Эту часть проекта для KFC реализовали мы. Сейчас совместно с партнерами мы поддерживаем и развиваем дальше этот проект. В планах оптимизировать механизмы и сократить себестоимость, чтобы KFC мог продавать это решение своим франчайзи.
Кроме того, KFC предложили нам новые задачи. Таким образом мы создадим новые продукты, которые планируем реализовать сначала на рынках стран СНГ, а затем выйти на мировой рынок и предложить свой флагманский продукт. Наша большая цель - стать чемпионами мира в малых проектах автоматизации.
Расскажите подробнее про работу над проектом цифрового ресторана? Сколько времени ушло, в чем уникальность?
Автоматизированный ресторан для KFC — наш первый проект в сфере общественного питания. На данный момент проекту уже почти два года. В декабре 2018 команда KFC обратилась к нам с идеей создать ресторан нового формата. Нашей задачей было обеспечить гостю ресторана легкое и быстрое получение заказа. Больше полугода мы согласовывали и совершенствовали концепцию, и в сентябре 2019 подписали договор и приступили к реализации проекта.
Особенности нашего автоматизированного ресторана - это возможность обеспечить бесконтактную доставку заказа клиенту, а также возможность располагать ресторан на разных уровнях или в смежных помещениях, таким образом, можно значительно сэкономить на аренде в лучших местах города. Ресторан открылся 10 июля 2020 года и на данный момент успешно функционирует и радует клиентов своими технологиями и современным подходом к нынешним реалиям.
Расскажите про опыт сотрудничества с зарубежным мировым гигантом?
Как и любая крупная мировая компания, KFC очень кропотливо подходят к каждой детали и вопросу прежде чем принять решение. Для нас это был незаменимый опыт и испытание наших навыков. Мы выросли как профессионалы и поняли, что нет ничего невозможного.
Пригодился ли вам опыт ведения ресторанного бизнеса при реализации этого проекта?
Безусловно. Многие вопросы было бы тяжело решить не имея каких-то базовых знаний в этой сфере. В любом проекте есть подводные камни, которые сложно заметить на ранних стадиях развития неопытному предпринимателю. Общее видение, понимание основных процессов и нужд клиента - это то, что несомненно помогло успешно выполнить проект.
Ваш бизнес связан с автоматизацией процессов, роботизацией. Безусловно, это тренд. В связи с этим, как вы оцениваете этот инновационный рынок, и какие возможности дают такие новые технологии?
Если речь идет о монотонной рутинной работе, в этом случае робот незаменим. Он не болеет, не уходит в отпуск, работает непрерывно 24/7 со стабильно высоким качеством. К тому же есть исследования, подтверждающие, что специалист деградирует при выполнении рутинной работы. Технологии упрощают жизнь, но управляет технологиями все-таки человек. Люди становятся более содержательными в интеллектуальном плане, создавая новые продукты. Поэтому, на мой взгляд, благодаря автоматизации процессов и роботизации появляется больше рабочих мест.
Например, в Южной Корее в районе 650 роботов на 10 тысяч человек. У нас, к слову, только 6-7. При этом, в Южной Корее безработица не повысилась. Нюанс в том, что человек должен управлять этими процессами (автоматизация и роботизация), а значит непрерывно обучаться. Чтобы автоматизировать производство требуется определено высококвалифицированный персонал, помимо интеграторов, которые установят саму систему. Это означает, что предприятиям потребуется развитие персонала.
Следствием таких изменений будет высокий уровень квалификации специалистов связанных автоматизацией на производстве.
Я считаю, общий тренд таков, что в ближайшие 5-10 лет роботизация будет на передовой. Ситуация с короновирусом показала, что роботы и автоматизация в целом снижают риски с точки зрения здоровья и безопасности человека. А что может быть важнее здоровья?
Михаил, расскажите, как пандемия и кризис повлияли на ваш бизнес? Пришлось ли что-то изменить в стратегии компании?
У нас компания с боевой командой: всего 20 человек, из которых четверо занимаются управлением и администрацией. Eще до начала пандемии мы были готовы к удаленному режиму работы: наши конструкторы находятся в разных городах, например, один из них живет в Тольятти. В цифровом плане мы также были готовы: рабочие процессы, при которых по утрам мы встречаемся онлайн в zoom или любой другой соцсети, для нас привычное дело. Тем более, мы работаем через систему scrum-команд. Благодаря этому быстро отрабатываются вопросы, идет активная работа с заказчиком. Конечно, все перешло в цифровое поле: с утра и вечером проводим пятнадцатиминутки, где ставим задачи и подводим итоги.
Стратегию, конечно, тоже пришлось скорректировать. В первую очередь мы встретились с банком и планово пролонгировали кредит на год. Также мы снизили процентную ставку, оптимизировали все расходы. Одним из наших ключевых решений было не сокращать, а наоборот удерживать сотрудников и уровень их зарплаты.
Далее мы построили краткосрочную стратегию на апрель, май и июнь, которую выполнили во многом благодаря хорошей работе управленческой команды. Сейчас мы находимся на стадии утверждения стратегии на следующие полгода - сделаем уточненный бюджет расходов и доходов, построим бюджет движения денежных средств. Чтобы поднять уровень квалификации во всех направлениях и создать возможность нового старта в 2021 году, сейчас мы выстраиваем стратегический маркетинг и создаем экспертное поле со специалистами из разных областей.
Как вы можете спрогнозировать изменения в вашей отрасли, в связи с текущим кризисом? Многие компании вступили на путь трансформации.
В ближайшие полгода все крупные инвестиции будут оптимизированы. Это значит, что бум автоматизации и роботизации продолжится в 2021 году. А в этом году основная задача пройти текущий кризис и подвести результаты в конце года.
Если говорить про отрасль более долгосрочно, то, думаю, что уровень конкуренции, конечно, станет выше. Как я уже говорил ранее, роботизация - это тренд на ближайшие 5-10 лет, а значит в этой области стоит ждать притока инвестиций. Вследствии этого появятся новые интеграторы, крупные игроки получат конкуренцию в виде средних и малых компаний, которые войдут в области автоматизации и роботизации.
Если посмотреть на ближайшие три года, то, на мой взгляд, перспективы отрасли очень вдохновляющие. Будет развиваться промышленность с точки зрения точности стандартов и улучшения, связанных с автоматизацией и роботизацией (требуется не только высокий уровень специалистов, но и в первую очередь оборудования). Это даст возможность повысить качество продукции при снижении себестоимости продукта.
Михаил, расскажите о специфике ведения бизнеса в регионе. У вас как раз две компании, одна располагается в Челябинске, вторая - в Москве.
Если говорить о технологических новациях, не могу сказать, что они напрямую коррелируется с финансированием. Это я вижу по пищевой промышленности и в Челябинской области и, допустим, в Татарстане. Здесь есть промышленные пищевые предприятия, которые находятся на передовой в технологическом и техническом плане. Поэтому нельзя сказать, что регионы отстают. И здесь идет активное развитие за счет того, что региональные предприятия укрепляются и выходят за пределы российского рынка. Например, Увелка уже сотрудничает с Китаем и выходит на европейский рынок также как и другие наши партнеры. Это говорит о том, что региональные предприятия сейчас рассчитывают не только на рынок РФ и СНГ.
80-85 % капитала сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Только находясь в двух столицах можно качественно конкурировать и зарабатывать достаточно большие деньги. В регионах ресурс ограничен, как и возможности предприятия. Региональная промышленность просто не имеет таких денег, чтобы вкладывать в развитие. В Москве, конечно, есть возможность не только находить заказчиков и выполнять текущие проекты, но и привлекать инвестиции под новые продукты. Я имею в виду венчурные и инвестиционные фонды. Привлечение частных инвесторов в Москве и в Питере также более развито.
Вы являетесь сооснователем общественной организации “Деловая Россия”, в связи с этим, расскажите, как бизнес Челябинской области пострадал впоследствии пандемии?
Уточню, что я сооснователь именно Челябинского отделения «Деловой России», и в целом можно сказать, что сильно пострадал бизнес в сфере общепита, гостеприимства и досуга. Это действительно беда, потому что, все города Челябинской области опираются на малый бизнес.
Если говорить про крупный бизнес, то те компании, которые связаны с госзаказами и с бюджетом, пострадали меньше всех: у них все-таки финансирование осталось. Но на передовой как всегда, конечно, люди в белых халатах и в этом плане, у нас сработали все организации, связанные с медициной, должным образом и ситуация сейчас стабильная. Благодарю наших врачей за профессионализм, человечность и мужество!
Скажите, на ваш взгляд, насколько бизнесу важно заниматься социальными проектами?
Дело в том, что мы живем в социуме, и предприниматель, зарабатывая деньги и находясь в обществе, хочет создать определенную стабильную обстановку в том числе для того, чтобы функционировал бизнес. Вторая сторона этого вопроса - потребность приносить благо не только лично себе, но и людям вокруг. Особенно ценно, когда социальная направленность бизнеса происходит без внешнего давления на предпринимателя.
Приведу пример, которым поделилась моя знакомая: в области есть ветеринар, у которого сейчас на лечении находится тигр с серьезными травмами лап. В месте содержания животного нет необходимых для лечения условий - нет даже крыши и забора на территории. Один предприниматель в этом регионе, узнав о проблеме, привез необходимый профнастил для того, чтобы сделать ограждение. Его никто об этом не просил, но он посчитал это для себя важным и нужным.
Это наше общество, это наша жизнь, это наш мир, где каждый делает его лучше. Мое видение таково, что социальная ответственность бизнеса - это желание человека, в первую очередь, сделать мир лучше. Естественно, делая мир лучше, ты делаешь лучше и себя.
Читайте также: топ-5 книг о технологиях на русском языке