В своих статьях я часто критикую религию, и периодически некоторые пользователи пишут мне комментарии, примерно с одинаковым смыслом:
"Как вы можете критиковать православную церковь, ведь почти все великие деятели русской науки и культуры были верующими православными людьми".
Сюда обычно приписывают Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Ломоносова, Достоевского. Иногда христиане в комментариях не стыдятся упоминать даже Эйнштейна.
Поначалу я хотела разобрать несколько известных персон в одной публикации, но потом решила, что личность А. С. Пушкина настолько интересна и многогранна, что вполне заслуживает отдельной статьи.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии…” Н.В. Гоголь
Я вовсе не буду вам пытаться доказывать, что Пушкин был атеистом, возможно, он был верующим, но вот искренне православным - вряд ли. Для того чтобы это понять, достаточно просто посмотреть на его биографию и творчество.
Для начала давайте вспомним, в какое время жил Пушкин (1799 -1837 годы). Дело в том, что в царской России церковь и государство были практически объединены в одну систему. Существовали достаточно жесткие наказания за отступление от церкви и за несоблюдение церковных обрядов. Например, в 1765 году Екатерина II издала указ о наказании для тех, кто уклонялся от исповеди и причастия. Вплоть до революции 1917 года действовало "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" согласно которому, за переход в другую веру отнимали имущество и отправляли в Сибирь. С ним вы можете ознакомиться на сайте Российской государственно библиотеки или в моей статье. В книге много страниц, поэтому, сразу рекомендую начать со статьи 184- ой (глава 2-ая "О отступлении от веры и постановлений церкви").
Теперь, я думаю, вы понимаете, почему большинство русских деятелей науки и культуры характеризовали себя православными людьми, других вариантов у них просто не было. Ну, кроме, как прощай карьера, имущество, семья - Здравствуй, Сибирь! С такими законами об искренности веры целого народа говорить абсурдно.
Отношения с Пушкина с женщинами
У Пушкина был целый Донжуанский список женщин, которыми увлекался. Этот список поэт составил лично.
Подробно известна его связь с крепостной крестьянкой Ольгой Калашниковой из села Михайловского (родовое имение Пушкина). Это была не просто платоническая любовь, девушка родила поэту сына Павла. К сожалению, ребенок скончался в возрасте 2 месяца. Как известно, блуд (внебрачные связи) церковь считает смертным грехом.
Есть у Пушкина, очень пошлые и даже нецензурные стихи.
Ну и вот еще стихотворение, я бы сказала двусмысленное, потому, что не понятно о чем в последних двух строках идет речь то ли о нательном кресте, то ли о той части тела, которая у евреев обычно обрезана. Однозначно, у поэта было отличное чувство юмора.
Творчество Пушкина
Творчество Пушкина насквозь пропитано бунтарским духом, особенно это касается его ранних произведений. Из-за этого поэт всегда находился под пристальным вниманием власти. Чуя, что дело пахнет жаренным в 1817 году, после серии вольнодумческих стихов Пушкин пишет религиозное стихотворение "Безверие". Его он зачитал перед официальной аудиторией: преподавателями и жандармами. Очевидно, что таким образом он просто хочет снять с себя подозрения. Потому, что уже в этом же году, после "Безверия", он пишет стихотворение "Вольность"
В 1820 году Пушкина вызывают генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу, где ему устраивают допрос. Сначала поэта хотели заточить в Соловецкий монастырь, но после хлопот влиятельных друзей и родственников и перевели в кишиневскую канцелярию, где он находился под надзором. И даже после этого, в своих письмах к друзьям он высмеивает зажравшихся священников.
Про архимандрита Фотия:
Про "Сказку о попе и работнике его Балде" я думаю, все знают, однако стоит добавить, что сказка написана по мотивам народного творчества.
За свое творчество Пушкин 3 раза побывал в ссылках, от более серьезного наказания его спасло высокое положение в обществе и связи.
Пушкин и масоны
Известно, что масоны - злейшие враги православия, во всяком случае, так считают сами православные. На самом деле, все масоны тоже верующие люди, просто они не придерживаются какой-то одной определённой религии. Атеистам вход в эту организацию запрещен.
Известно, что Пушкин несколько лет состоял в масонской ложе "Овидий 25". Есть версия, что именно масоны подстроили злополучную дуэль, на которой скончался поэт. Это было местью за то, что Пушкин отрекся от масонства и не поддержал восстания декабристов.
И вот тут, я уже слышу восторженные крики православных:
"Ага! Значит, он все-таки одумался и перешел на нашу сторону!"
Но это вряд ли, потому, что искренне верующий православный христианин, не будут рисковать жизнью и благополучием семьи ради уязвленного самолюбия.
Дуэли и смерть Пушкина
Такое явление как дуэль, вообще никак не сочетается с христианскими законами, ну, хотя бы потому, что убийство считается очень тяжким грехом.
По мнению пушкинистов в жизни поэта было более 20-ти вызовов на дуэль, пятнадцать из которых инициировал он сам. Правда, состоялось только четыре дуэли, остальные конфликты удалось урегулировать.
На дуэли с Дантесом Пушкин был смертельно ранен в живот, после чего прожил еще около 46-ти часов. Известно, что Пушкин исповедовался и причастился перед смертью.
Что ж, возможно поэт был верующим христианином целых несколько часов, а возможно он просто переживал за благополучие своей семьи. Перед смертью Пушкин просил у царя прощения за нарушения запрета на дуэли. На что царь Николай I посоветовал ему умереть по-христиански.
Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки.
После смерти Пушкина Николай I признается сам:
«Пушкина мы насилу довели до смерти христианской».
В итоге, власть отнеслась к родным Пушкина весьма благосклонно.
Не думайте, что я пытаюсь замазать грязью солнце русской поэзии. Вовсе нет, я лишь хотела показать, что поэт был многогранной и очень талантливой личностью, но уж точно он не поддерживал православную церковь. Конечно, как и всякому человеку, ему свойственно было ошибаться. Даже в тисках царско- религиозного режима он старался быть самим собой и в отличие от большинства придворных лицемеров открыто высказывал свое мнение.
И в заключении, мне бы хотелось привести цитату из еще одного стихотворения Пушкина, которое очень актуально и в наши дни.
Если Вам понравилось, не поленитесь поставить👍 лайк! Буду очень рада😉