Найти тему

Холодильные масла: что они собой представляют и для чего используются

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о такой разновидности смазочных материалов как холодильные масла. Выясним, что они из себя представляют и где применяются.

Но перед тем как мы начнем, не забудьте подписаться на наш канал и отметить старания автора лайком:)

Что из себя представляют холодильные масла?

Эти смазочные материалы являются одной из разновидностей компрессорных масел. Особенность холодильных масел состоит в том, что могут взаимодействовать с хладагентами, которые применяются в холодильном оборудовании (например, с фреоном) и способны работать в очень широком интервале температур.

Холодильные масла
Холодильные масла

Жидкие составы такого вида выполняют следующие функции:

  • Смазывание поршней и роторов
  • Уплотнение клапанов
  • Отвод тепла от узлов трения компрессора
  • Обеспечение герметичности камер сжатия и клапанов
  • Уплотнение контактных колец (в некоторых случаях)
  • Удаление продуктов износа из узлов трения, в которых применяются эти смазочные материалы
  • Другие функции

По основе холодильные масла делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. В состав первых входят нефтяные продукты.

Исходя из этого, минеральные жидкости могут быть нафтеновыми, парафиновыми и нафтенопарафиновыми. Первые два типа полностью совместимы с фреонами R-22 и R-12. Это облегчает процесс циркуляции масла по системе.

Однако в последнее время вместо фреонов R-12 и R-22 применяются более современные многокомпонентные хладоны и вот они-то не совместимы с минералками.

Для сервисного обслуживания агрегатов, заправленных такими хладагентами, подойдут масла на синтетической и полусинтетической основах. Синтетика и полусинтетика лучше смазывают поверхности (по сравнению с минералками), сохраняют свои свойства при взаимодействии с хладонами, обладают термической стабильностью и совместимостью с разными конструкционными материалами.

Однако полусинтетические и синтетические холодильные масла не лишены и минусов. Они гигроскопичны, то есть способны впитывать влагу из атмосферы. Цены на такие масла гораздо выше, чем на минеральные.

Далее рассмотрим применение холодильных масел в промышленном оборудовании и автомобилях.

Промышленные холодильные масла

Масла для промышленного холодильного оборудования могут быть как синтетическими и полусинтетическими, так и минеральными. Первые наиболее распространены на предприятиях.

Промышленное холодильное оборудование
Промышленное холодильное оборудование

В свою очередь, среди синтетических масел очень востребованы полиэфирные, полиалкиленгикольные и алкинбензольные составы.

Полиэфирные жидкости используются в стационарных машинах, где задействованы фреоны из группы гидрофторуглеродов (ГФУ), а именно: R-134a, R-404a или R-707c.

Полиалкиленгикольные холодильные масла применяются в мобильных установках.

Алкинбензольные жидкие составы термически стабильны и хорошо смешиваются с хладагентами из групп ГФУ и ГХФУ (гидрохлорфторуглеродов). Иногда холодильные масла такого типа могут применяться с хладонами из группы хлорфторуглеродов (ХФУ).

Масла для промышленных холодильных установок должны свободно перемещаться по всей системе, сохраняя при этом свою вязкость под влиянием минусовых температур. Так смазочные материалы не будут скапливаться в испарителе.

Еще вязкость влияет на качество смазывания и герметизации в тех ситуациях, когда компрессор нагревается до повышенных температур.

Стабильность также важна для промышленных холодильных масел, так как они постоянно контактируют то с деталями компрессора, то с хладагентом.

Автомобильные холодильные масла

В настоящее время для климатического оборудования, установленного в автомобилях, доступны холодильные масла на синтетической и минеральной основах.

В машинах, которые были произведены до 1994 года, используется хладагент R-12. Для кондиционеров таких транспортных средств подходят минеральные жидкие смазки (например, Suniso 5G).

В автомобилях 1994 года выпуска используется хладагент R-12 или R-134a.

В машинах, изготовленных после 1994 года, фреон R-12 полностью был заменен на R-134a. Данное изменение усилило требования к холодильным маслам. Теперь для автомобильного климатического оборудования необходимыми стали полиалкиленгликольные масла на синтетической основе PAG 150, PAG 100 и PAG 46.

Учтите, что в кондиционере нельзя использовать синтетику после минералки и наоборот. Кроме того, эти масла нельзя смешивать.

Автомобильный кондиционер
Автомобильный кондиционер

Если данные правила не будут соблюдаться – с большой долей вероятности компрессор поломается, и его нужно будет ремонтировать, а это стоит немалых денег.

Важно отметить, что холодильные масла не универсальны, поэтому при их выборе обратите пристальное внимание на условия эксплуатации обслуживаемого оборудования. Зачастую изготовители той или иной техники указывают в рекомендациях смазочную жидкость, позволяющую обеспечить оптимальную работу холодильной системы.

Пользовались ли вы когда-нибудь холодильными маслами? Если да – поделитесь своим опытом в комментариях

Еще больше крутых статей на mirsmazok.ru