Пандемия и эта сказочная история о том, что пусть ваши работники сидят дома и вы платите им зарплату, заставила переоценить значение предпринимательства, все поняли, что предприниматели - это Малнезащищенный слой общества и это повлияло на массы. "Известия" опубликовали данные, которые Минэк хочет обнародовать к 1 октября: планируется снижение численности малого бизнеса по нацпроекту "Малый бизнес и национальная предпринимательская инициатива" - к 2024 году теперь ждут не 25 млн занятых на предприятиях МСП, а 23,5 млн.
Что нужно сделать в Петербурге, чтобы компаний открывалось больше, спросили мы экспертов.
Материал в "Известиях" говорит о том, что правительство понизило планку к целевому показателю нацпроекта и это вынужденная мера: последствия пандемии covid-19 будут сказываться еще несколько лет.
Но также в соответствии с корректировками нацпроекта планируется, что ежегодно будет открываться не менее 1 млн новых фирм (видимо, вместе с самозанятыми - Ред.), рост выручки сектора планируется на уровне 3% в год, поддержка для малого бизнеса запланировала в сумме 900 млрд рублей в год. Для уверенного роста малому бизнесу нужны новые правила регулирования и дешевые деньги. Но об этом в России говорится последние 20 лет.
5 тысяч евро на человека в год
"Если вы вспомните, - говорит Александр Абросимов, бизнес-омбудсмен Петербурга, - то сначала говорили о 25 млн субъектах малого бизнеса. Позже они стали занятыми в этой сфере. Нацпроекты - это глобальные задачи перед страной и обществом, и если их переделывать каждый раз по ситуации, то какой в этом смысл? Как профессору Преображенскому, мне хотелось бы увидеть "окончательную бумагу" с понятными цифрами", - говорит Александр Абросимов.
Цифировизация, которую провозгласили в стране, это здорово, продолжает омбудсмен, но она должна накладываться на компонентную базу - в Петербурге это, прежде всего поддержка и развитие производственного бизнеса, создание условий. Про производственные бизнес-инкубаторы в городе говорят уже более 6 лет, а их так и нет. Единственный бизнес-инкубатор закрыли, остался только технологический парк "Ленполиграфмаш".
Сейчас на промплощадках малый бизнес арендует помещения на 11 месяцев - под этот срок ни кредит не взять, ни проект не осуществить. "Нужна фиксированная аренда на 5 лет, электроэнергия и другие ресурсы по доступным ценам. Причем, такие производственные парки, как в Финляндии, Израиле, других странах, нужны в каждом районе Петербурга! Ну и, конечно, увеличивать покупательскую способность населения. Сейчас средний доход в РФ на человека - 5 тысяч евро в год. Надо подняться хотя бы до уровня Польши - 15 тысяч евро - в этом случае число вновь открытых предприятий будет расти", - заключил Александр Абросимов.
Системные проблемы
Владимир Меньшиков, глава "Союза малых предприятий Санкт-Петербурга" настаивает на том, что для экономики важными являются налоговые поступления и, конечно, численность занятых. "Ни для кого не секрет, что малые предприятия иногда диверсифицируют бизнес, разделяя производство и продажи, налоговая следит за этим, но это не нарушение, - говорит Владимир Меньшиков, - в Петербурге в этом году статистика по итогам года покажет снижение показателей в сфере МСП. Многие не переживут пандемию, а если еще будут тотальные закрытия на второй волне вируса, это для многих станет настоящим концом".
Глава союза считает, что для роста численности малых предприятий нужны решения системных проблем петербургского бизнеса, которые кочуют из года в год в резолюциях форума малого бизнеса на протяжении последних 6-7 лет. "Это и вопрос организации ярмарок, и параметров неформатных НТО, и погрузкой-разгрузкой товаров в жилых домах, и договоров аренды на неопределенном сроке - говорит Владимир Меньшиков, - многие вынуждены нарушать закон, и это не способствует прорывному росту предприятий".
Владимир Меньшиков рассказывает, что в Союз часто приходят молодые стартаперы с идеями, но услышав, как обстоят дела с выходом в реальный сектор и препонами, уходят и не возвращаются.
Главное - желание
Алена Енова, отельер и совладелицы УК Hotelinstinct и облачной системы управления отелями HotelKit, объехала за последний год всю Россию - читала лекции, проводила семинары по открытию отелей и запуску бизнеса в сфере гостеприимства.
"Пандемия и эта сказочная история о том, что пусть ваши работники сидят дома и вы платите им зарплату, заставила переоценить значение предпринимательства, - говорит Алена Енова, - все поняли, что предприниматели - это незащищенный слой общества и это повлияло на массы. Статистике бизнес больше не верит, а верит только в сторителлинг, конкретный опыт. Сейчас у начинающих есть большое количество бесплатных консультантов - в ЦРПП, Доме предпринимателя, в налоговой тебе дадут талончик и ласково за ручку приведут в кабинет.
Когда я начинала 10 лет назад и пришла в налоговую, спросила, как платить налоги и что такое ИП - и нарвалась на крик. Сейчас, пожалуйста, хочешь заниматься бизнесом - занимайся. Денег нет - это отмазка, их можно добыть, связей нет - отмазка, тоже можно получить, сложные законы можно изучить или узнать их тонкости у бесплатного юриста. Но если верховный властитель сказал, что предприниматели - жулики и все остальное чиновничество так к ним и относится, то бизнес можно открыть и в другой стране. Мы же не машины, мы люди".