Гелий Михайлович Коржев (1925-2012) — представитель «сурового стиля», мастер «социального реализма», народный художник СССР, лауреат ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени. Именно его назвали «русским Гойей», предвидящим историю своей страны. Почему? Попробуем разобраться.
«Схватка» (1987)
Борется ли этот человек или обнимает ужасное создание? Кого он пытается победить — дьявола или собственную тень? А в пылающем глазу адской твари само отражение Хаоса. Не там ли дикие войны, лукавые речи политиков, тлетворная атмосфера всеобщей лжи и ненависти?
Гелий Коржев написал это полотно в перестроечную эпоху. И отразил в картине свои тревожные ожидания по поводу грядущего. Но кто же этот человек, обращенный к нам спиной? Ответ — в других картинах мастера.
«Коммунисты: Гомер (Рабочая мастерская)» (1960)
Мы видим нового героя нового мира, где царит всеобщая справедливость, где празднует свое торжество светлый разум. Это вчерашний красный командир, победивший эксплуататоров, белую гвардию, иностранных захватчиков. Это создатель новой реальности, свободной от навязанного мракобесия, открытой вечным истинам. Это Гомер нового свободного поколения.
«Перед дальней дорогой» (1976)
Свою работу прекрасно описал сам Гелий Михайлович:
«Есть такой устоявшейся термин — "шестидесятники". Но для меня "шестидесятники" — это не Евтушенко и Вознесенский. Это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о вселенной, о жизни, об искусстве. Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи, который был позже подхвачен "гнилой интеллигенцией" и вскоре развеялся. Но тогда речь шла именно о новом, исполненном творческой энергии человеке, который в корне изменил взгляд на вещи».
«Егорка-летун» (1980)
Эта картина, написанная в самый разгар Московской Олимпиады, не была понята современниками. Отчаянный герой разбился. Или разбились о реальность светлые мечты о высоком, недоступном, добром? Прошло время героев — и настала пора обывателей. Настала пора, когда уже не нужно стараться быть ни личностью, ни просто человеком.
«Лишенные рая» (1998)
Вот они — современные Адам и Ева. Только не в начале времен. Перед нами последние люди на Земле. После бесконечных войн, разделов власти, людоедской политики. И так хочется добавить — последние несдавшиеся.
«"Лишние люди" — сегодня это довольно-таки широкий круг. Люди отверженные, словно выброшенные из жизни и невостребованные нынешней эпохой… Их судьба, их внутренняя борьба мне интересна. Они для меня представляют подлинный предмет искусства».
«Заложники (Живой заслон)» (2005)
Это картина, которую Гелий Коржев написал уже 80-летним человеком. В основе сюжета реальные события Великой Отечественной: немецко-фашистские захватчики выставили «живым щитом» население взятого городка, чтобы остановить наступление Красной Армии.
Как признавался сам художник, он «не унизил своих героев жалостью». В картине нет сентиментальности — лишь жесткая реалистичная манера «сурового стиля», житейская правда. Перед нами обычные люди — разные, простые, изможденные, некрасивые. Живые, настоящие и несломленные.