Найти тему
Крым - рай

Лебеди, «белые люди»…

Утренняя гимнастика. Фото Юрия Теслева.
Утренняя гимнастика. Фото Юрия Теслева.

Пернатые «курортники» решили обосноваться на ПМЖ в городской черте Всероссийской детской здравницы и доказать людям, что Крым готов принимать отдыхающих круглый год.

Владимир Маяковский прилюдно признался однажды в своём хорошем отношении к лошадям. А для меня, способной даже в мордочке гадюки углядеть очарование, чем-то особенным всегда были – лебеди. 

Сейчас и не вспомню, что в детстве произвело первое, оказавшееся неизгладимым, впечатление. Актуальная мудрость сказки Андерсена «Гадкий утёнок»? Житейская правда романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»? «Неправильный», несчастливый финал песни Евгения Мартынова (слова А. Дементьева)? Всё это просто в плоть и кровь вошло, легло в основу мировоззрения. Уверенность: неважно, каким ты родился, главное – каким вырастешь. Убеждённость: доверять можно только «чистоглазым». Мечта и руководство к действию: «Я хочу, чтоб жили лебеди, и от белых стай мир добрее стал…» Может, потому даже кич – некогда популярные в интерьерах сельских домов коврики с изображением символов супружеской верности – не раздражает.

Приятно сознавать, что единомышленников у тебя – как минимум, город.

Зима на набережной. Фото автора.
Зима на набережной. Фото автора.

Жили лебеди в Евпатории далеко не всегда. Коренные «аксакалы» подтвердят: свободных, гордых, совершенно не нуждающихся в человеческом обществе, их можно было встретить весной и летом разве что на небольших степных озёрах за Донузлавом. Едва завидев подруливающие по бездорожью автомобили с любителями пикников, стая сбивалась в кучку на середине водоёма. А к берегу отправлялся самый отважный – разведчик. И курсировал туда-сюда на безопасном расстоянии от мангалов и шампуров, иногда поглядывая снисходительно: «Ну? Скоро вы свои шашлыки дожарите, съедите и отсюда уберётесь?..»

Контакты дикой природы с людской «цивилизацией» не всегда заканчивались благополучно. Случались и трагедии, после которых просить у пернатых прощения за выходки вандалов приходилось «человеческим» докторам. Местной легендой, например, стал талантливый врач-травматолог по фамилии (так уж совпало!) Лебединец.

Доктор Лебединец. Фото Валентины Лавренко.
Доктор Лебединец. Фото Валентины Лавренко.

– Оперировать лебедей мне довелось дважды! – вспоминал Виктор Николаевич. – Первого в травматологическое отделение горбольницы принесли с перебитым крылом: какой-то негодяй, видимо, палкой шарахнул. А как птице наркоз дать? Помудрил наш анестезиолог Павел Матвеевич Островский, но маску для клюва сконструировал. Крыло нам удалось зафиксировать, «конечность» пациенту сохранили. А вот его собрату, который попал ко мне на стол лет пять спустя, повезло меньше. Привезли его – с аналогичной травмой – из села Молочное уже в очень тяжёлом состоянии, с высокой температурой, началась гангрена. Остался больной инвалидом (крыло пришлось ампутировать) и век свой доживал во дворе у женщины, которая подбирала и выхаживала всех без исключения несчастных животных и птиц. Жаль, имени её не помню…

Черту города доведённые до отчаянья морозами и голодухой царственные красавцы отважились переступить лишь в середине мутных и смутных девяностых годов. Одна немногочисленная стайка, сопровождаемая уточками-нырками и воплями чаек, ошалевших от возмущения подобной «наглостью» чужаков, робко жалась к ступеням набережной имени Терешковой. Другой небольшой семейный клан облюбовал пляж курзала. То поодиночке, то все вместе классические олицетворения грации рисковали выходить на песок, тянули прекрасные свои шеи к протянутому куску хлеба и, неуклюжие, неповоротливые на суше, не только казались – становились такой лёгкой добычей… Как-то Евпаторию всколыхнул слух: лебедятиной решила полакомиться (или подкормиться?) группа бомжей. Громада загудела, мнения на сей счёт были самые разные: от «Морду извергам набить!» до «Бродяги тоже есть хотят!» Но наиболее жалостливая часть общественности всё же организовала какую-никакую охрану птицам. Главврачи действовавших тогда ещё в межсезонье санаториев дали подчинённым указание собирать для водоплавающих остатки съестного. В школах ритуал сложился: «После занятий все идут кормить лебедей!»

Все  идут кормить лебедей. Фото Ксении Салиной.
Все идут кормить лебедей. Фото Ксении Салиной.

А через некоторое время евпаторийцы, вынужденные часто наведываться по делам в столицу Крыма, заприметили: белокрылая пара пытается обжить озеро Сасык-Сиваш, вокруг которого подковой выгибается трасса на Симферополь. Ближе к осени лебеди вывели в густых камышах стремительно опресняющегося лимана птенцов, в строгости их воспитывают. Опытные охотники удивлялись: «Не успели улететь или остались сознательно?»

Первые "ласточки". Фото Ксении Салиной.
Первые "ласточки". Фото Ксении Салиной.

– Проезжая мимо, я всякий раз из окна автобуса или маршрутки по головам пересчитывала этих сереньких «гадких утят»! Волновалась, все ли целы… – рассказывает ведущий специалист Рескома РК по охране культурного наследия Надежда Павленкова. – Однако родители оказались молодцами – вырастили, сохранили всех малышей! 

По какому уж там птичьему телеграфу передали первопроходцы соплеменникам, что озеро – вполне «лебяжье»… Но на следующий год там зимовали уже несколько пар.

Вскоре в Евпатории правилом хорошего тона стало: в свободное время семьи людей отправляются общаться с семьями лебедей. Вдоль обочин в выходные дни замирают десятки автомобилей. Дети и взрослые в очереди выстраиваются, стремясь покормить обитателей озера. А те чувствуют себя хозяевами: вальяжно разгуливают по берегу, берут лакомство из рук. Если не в настроении, могут и ущипнуть: чего, мол, сухую корку предлагаешь? Или свежую булку давай, или в воду бросай, пусть подразмокнет…

"Разрешите познакомиться?" Фото Ксении Салиной.
"Разрешите познакомиться?" Фото Ксении Салиной.

В 2016 году депутат Госдумы Наталья Поклонская заявила о создании природного заказника регионального значения на озере Сасык-Сиваш: «Мы инициируем создание природного заказника недалеко от Евпатории. Озеро Сасык-Сиваш должно войти в охраняемую территорию. Это уникальное место с точки зрения флоры и фауны. Оно привлекает не только крымчан, но и гостей полуострова. Озеро, где в естественной среде обитают лебеди, является визитной карточкой Евпатории».

Соответствующее письмо было отправлено в Министерство экологии и природных ресурсов Крыма. «Лебяжьему островку» оформили статус особо охраняемой природной территории и присвоили официальное название – Государственный природный заповедник «Сасыкский», о чём свидетельствует установленный тут же указатель.

Первый охранный знак. Фото из интернета.
Первый охранный знак. Фото из интернета.

Даже федеральную трассу «Таврида» направили в обход этого «филиала рая».

Теперь туристы и горожане сюда приезжали не только покормить лебедей и насладиться их красотой и дружелюбием, но и поторговать. Мобильная кофе-машина, с ассортиментом не хуже, чем в небольшом супермаркете, и автолавка с сувенирами довольно комфортно расположились на узкой обочине. Хочешь – наслаждайся общением с природой, хочешь – кофейком горячим сие наслаждение преумножай…

Кофе для лебедей и людей. Фото из интернета.
Кофе для лебедей и людей. Фото из интернета.

Вот только жизнь – она, как известно, полосата, словно зебра. И самая широкая, мрачная чёрная полоса этой истории пришлась на октябрь 2016 года.

Поздним вечером городскую группу в «Фейсбуке» взорвало известие: у «Лебяжьего островка» обнаружены трупы четырёх птиц. Пятого, донельзя измученного, но ещё живого лебедя люди привезли в ветклинику. На фото сотворённого зверства нельзя смотреть. Заключение ветеринара невозможно читать без слёз: «По характеру травм видно, что над птицами просто издевались, забивали палками. Сквозные колотые раны, (как шашлык на шампуре), разбит клюв в осколки, вывернут по спирали сустав крыла. Также, вследствие сильного удара, у него оторвана верхняя часть клюва…» Ветеринары сделали всё, что смогли, сутки боролись за жизнь подопечного, но увы, спасти птицу не удалось. 

Попытка спасти... Фото из интернета.
Попытка спасти... Фото из интернета.

Сказать, что город вскипел – ничего не сказать. «Ублюдки! Уроды! Тех, кто такое сотворил – на месте утопить надо! Каждому вытянуть шею так, чтоб в его же задницу голова залезла! О, Господи! Да о наших лебедях весь мир знает! Что же делать, люди? Их же никогда и никто там не обижал! Будь моя воля, организовал бы крепких ребят – подстеречь гадов в камышах и так отмудохтать, чтобы боялись к озеру даже подходить... Морды бить – уголовное, конечно, деяние. Но как отморозку говорить высокие слова о гуманизме, сострадании, о том, что “мы в ответе за тех, кого приручили”, ежели он слов этих просто не понимает? Такое ощущение, что не станет он там “охотиться” только в одном случае – если будет знать, что ему самому скрутят голову точно так же, как он – этим бедным лебедям! Не нелюдь даже – примитивное нечто, нежить, он, может быть, в лучшем случае, только через собственные боль и страх почуял бы, как больно и страшно было доверчивым, выросшим в любви и неге птицам, когда выворачивали им безжалостно крылья, били палками, резали и прокалывали какой-то дрянью, как тосковали ошеломленные подлостью и предательством лебяжьи души, покидая истерзанные, некогда прекрасные, тела…»

Библейский запрет на убийство лебедей и журавлей – птиц, олицетворяющих божественную любовь – как оказалось, крепко держится в подсознании вменяемого народа. Табу весьма сурово: самое популярное толкование приметы обещает скорую и неминуемую гибель убийце птицы или кому-то из его близких ещё до окончания года; вторая по значимости примета сообщает, что тот, кто ранит или убьёт лебедя, уже никогда не будет не только богатым, но и просто материально обеспеченным человеком, его ждёт постепенное обнищание, а в конце жизни – крайняя нужда.

Коллективный разум детского курорта, словно мощный компьютер, мгновенно просчитал все варианты ответов на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» За ночь в соцсетях были детально проанализированы подозреваемые в убийстве – местные наркоманы, бомжи, безбашенные подростки. Наутро в полиции уже решался вопрос о возбуждении уголовного дела, на место происшествия энтузиасты привезли депутатов горсовета – решать вопрос установки видеокамер и освещения: «В противном случае мрази перебьют всю птицу, ведь та не боится их близко подпускать…» А некто из предпринимателей, пожелавший остаться неизвестным, пообещал 10 тысяч рублей премии тому, кто поможет найти живодёров. И несколько часов спустя стражи порядка уже принимали в «обезьянник» изрядно потрёпанных негодяев…

Утро после трагедии. Фото Левана  Зиятова.
Утро после трагедии. Фото Левана Зиятова.

Как дальше сложится судьба обитателей озера? Будем надеяться, что счастливо. Повод для оптимизма даёт недавнее сообщение пресс-службы исполкома горсовета: «В Евпатории может появиться специализированное место для прогулок и кормления лебедей. Об этом на аппаратном совещании сообщил глава администрации города Роман Тихончук. “По многочисленным просьбам наших жителей на так называемом Лебедином озере будет организована прогулочная зона с возможностью безопасного кормления лебедей”, – отметил руководитель.

Первый домик. Фото из интернета.
Первый домик. Фото из интернета.

«Действительно, в Евпатории было несколько серьёзных происшествий, связанных с дорогой возле озера. Случилось несколько ДТП с тяжёлыми последствиями, а в летний период здесь образовывается большая пробка. При виде лебедей жители и гости нашего города проявляют желание покормить их и сделать красивые снимки. Эта проблема требовала незамедлительного решения в целях безопасности евпаторийцев и туристов. Могу проинформировать, что по результатам сложного периода согласования с республиканскими министерствами и ведомствами мною подписано разрешение на размещение объектов на земельных участках возле озера, в районе газозаправочной станции», – рассказал о проекте первый заместитель главы администрации города Кирилл Вавренюк.
Кирилл Вавренюк также сообщил, что в ближайшее время планируется выполнить работы по благоустройству берега у Лебединого озера, организовать места остановки транспортных средств, фотозоны и места для кормления и зимовья лебедей. Производство этих работ поручено МАУ «Малый Иерусалим», и уже сейчас поступают предложения от предпринимателей, которые занимаются строительством деревянных сооружений: домиков, беседок, мостиков.

Если люди не идут к лебедям, лебеди идут к людям. Фото из интернета.
Если люди не идут к лебедям, лебеди идут к людям. Фото из интернета.

«Городу необходимо облагородить это место, чтобы каждый мог насладиться природой и, главное, сделать это безопасно. Лебединое озеро станет дополни¬тельным туристическим местом и точкой притяжения для евпаторийцев и гостей нашего города», – подытожил Роман Тихончук.

Но главное – доверие птиц к людям, слава Богу, не исчезло. Не разрушилось.

"Позвольте с вами позагорать?" Фото Александра Семенченко.
"Позвольте с вами позагорать?" Фото Александра Семенченко.

Этим летом немели и столбенели курортники: на пляже недалеко от центрального парка культуры и отдыха имени Фрунзе тоже поселились лебеди. Плавают в море вместе с отдыхающими, «загорают», угощаются.

Удивительное - рядом. Фото Александра Семенченко.
Удивительное - рядом. Фото Александра Семенченко.

Доходит до курьёзов.

– Недавно спешу я по «объездной», – улыбается предприниматель Елена Карпенкова. – Гляжу: движение впереди остановилось, причём далеко до железнодорожного переезда. Что, думаю, за ерунда? До пробок типа московских мы, вроде, пока не дожили… Выхожу из машины – и глазам своим не верю! Из маленького озерка пешком через шоссе в Сасык-Сиваш лебеди шествуют! Перелететь им, видите ли, лень! А автобусы, легковушки, фуры – послушно стоят… Как же, «белых людей» пропустить надо!

Кайф кайфовый. Фото Александра Семенченко.
Кайф кайфовый. Фото Александра Семенченко.

Фото: Ксении Салиной, Юрия Теслева, Валентины Лавренко, Александра Семенченко и из личного архива автора.