Искусственные горы и озера, оранжевые реки и множество заводов. Все это не могло не сказаться на экологии. Сейчас многие эти объекты стали заброшенными и представляют интерес для путешественников. Съездил на Урал посмотреть бурное прошлое СССР и реальное настоящее России. Рассказываю.
Часто на Урале можно увидеть искусственные горы. Они находятся повсеместно в городах и поселках. Это отвалы переработанной породы. Они разные бывают, смотря, что добывали. Есть отвалы от соли, есть от руды. Сколько времени интересно потребовалось, чтобы насыпать гору?
Если где-то прибыло, значит, где-то убыло. С отвалами всегда рядом находятся либо шахты, либо карьеры. Огромная воронка, которая после забрасывания заполнилась водой.
Получилось искусственное озеро. Природа берет свое, глядишь, скоро склоны полностью зарастут деревьями. А сейчас карьеры-озера пользуются популярностью у отдыхающих. Так сказать они выполняют две функции. Причем вторая не очевидная и об отдыхе на карьерах никто не думал, когда разрабатывал их во времена СССР.
Следы индустриализации Урала можно найти во всех уголках. Думаете на фото речка после проливных дождей? Нет. Это вода с большим содержанием железа вытекает из шахт и загрязняет реку.
Но не все так плохо. Большинство рек чистые и очень красивые. Уральские реки с крутыми берегами и сильно заросшие лесами понравится многим. Сейчас реки пользуются большим спросом у туристов. Как сказали местные, в этом году просто бум сплавщиков. Сплавляются на всем, что плывет, чуть ли не на надувных матрасах.
Если копнуть глубже, то реки Урала – это был главный транспортный путь, как сейчас автомобильные дороги. Без низ было просто не попасть из деревни в деревню, а как доставлять продукцию с заводов?
Этой легкой транспортной доступностью воспользовались и в советские годы для индустриализации Урала. Для транспортировки древесины с делянок организовали лесосплав. Чтобы по реке можно было передвигаться в обе стороны, сделали разделение потоков. Точно так, как на автодорогах.
На реках выросли острова ГУЛАГа. Так как делалось это силами заключенных ВишЛага. Посередине сделали ряжи и засыпали камнями. По одной стороне сплавляли лес, а по другой ходили на лодках вверх по течению. Иначе, если идет лесосплав, то на судне не пройти. Все гениальное просто!
А для того, чтобы взять бревна с реки, у этих островков были натянуты тросы. Ими перегораживали реку, тогда можно было легко разобрать завал. Лесосплав продолжался, пока экологи не запретили. Говорят, что это очень вредно для природы, реки мелеют. Вот тебе и индустриализация! Сейчас на дне можно найти остатки старых бревен.
В наше время лесосплав тоже есть, только на баржах. На Каме буксир с баржой частое явление. Сама река тоже местами, как море широкая. Это тоже дело рук человека. Камское водохранилище создали в 1954 году и местами ширина реки стала 14 км. А сколько полезной территории затопило, благодаря индустриализации?
Урал изменился с развитием индустриализации. Где была дикая природа, там возникли заводы и оранжевые реки. Но природа быстро лечит раны, а человек умеет учиться. Там, где шахты копали, теперь их закапывают, чтобы не было провалов, как в Березниках. Искусственные горы и озера скоро не отличить будет от настоящих. Так быстро все меняется. И все же человек должен жить в гармонии с природой, тогда будет благополучие.
В следующих раз расскажу про Уральские дороги и путь из Европы в Азию. Да, дорожки нас просто удивили! Подписывайтесь, чтобы не пропустить! А кто еще не видел кратко впечатления о путешествии на Урал, читайте здесь. Свежие фото в Instagram @di_artphoto и skazkatravel в Telegram.