События в Белоруссии стали мощным стимулом к развитию и преобразованию российско-белорусских отношений. Это проявилось сразу: в незамедлительной активизации телефонного общения государственных лидеров, в быстро последовавшем визите премьер-министра России Михаила Мишустина в Минск, в анонсировании скорой встречи президентов России и Белоруссии. Хотелось бы понять, куда разворачивается наше сотрудничество, как именно будет оно развиваться. Для такого понимания требуется углубленный анализ, но прежде стоит изучить доступные на поверхности открытые высказывания и комментарии ответственных чиновников и руководителей. В данном случае полезно прислушаться к тому, что рассказал посол России в Белоруссии Дмитрий Мезенцев о целях визита российского премьера, а также к официальным высказываниям самого Михаила Мишустина.
Премьер-министр Мишустин во время официальной встречи с президентом Лукашенко в присутствии телекамер первым делом заявил, что Россия твердо намерена уважать и поддерживать суверенитет, независимость и территориальную целостность Белоруссии. Было заметно, что на сей раз эти слова произносятся не как дежурная форма, но как фундаментальная установка, которую важно было публично зафиксировать здесь и сейчас. Следуя за премьером, российский посол Дмитрий Мезенцев особо отметил, что Россия не склоняет Белоруссию к ускоренной интеграции. Что же заставило наших представителей сделать твердый акцент на, казалось бы, обычной формулировке? Причина действительно есть.
Мы рассуждаем о нашем братстве и единстве, интеграции и союзном договоре, и все это представляется обоснованным и желанным. Однако при отсутствии разумных ограничений такие рассуждения приводят многих из нас к убеждению, что интеграция непременно должна завершиться объединением наших стран в одно государство с единым централизованным управлением, причем как можно скорее. Учитывая разницу потенциалов и масштабов, подобное воссоединение могло бы выглядеть фактически как включение Белоруссии в состав России. В российских социальных и экспертных сообществах, в медийном пространстве и даже среди российских политиков и чиновников устремления к скорейшему образованию такого единого государства иногда проявляются.
Нужно понимать, что подобная перспектива способна смутить не только белорусское руководство, не желающее расставаться со своими местами. Граждане Белоруссии, признавая наше родство и единство, в то же время могут любить свою Белоруссию как независимую, суверенную страну и не желать ее поглощения большим соседним государством, пусть даже братским. Вбрасываемые то тут, то там намеки на возможность скорейшего и полного государственного объединения привносят в наши отношения нездоровое беспокойство и недоверие, а сами эти вбросы происходят не только из России но и из лагеря наших недоброжелателей, намеренно стремящихся посеять рознь между нами. В условиях внутреннего белорусского обострения такие «объединительные» позывы особенно неуместны и даже провокационны.
С практической стороны чрезмерное укрупнение, экономическое и государственное, не всегда эффективно. Даже братские народы, имеющие единое происхождение, вполне могут жить в разных государствах. Для решения общих задач, преодоления общих проблем и угроз создаются надгосударственные объединения, военно-политические союзы. Суверенные экономики развиваются и сотрудничают по общепринятым рыночным правилам на основе объективных экономических законов, каждый сам обустраивает свое хозяйство, никто никого не содержит, субсидируют и помогают безвозмездно только когда беда. При этом люди могут свободно перемещаться и общаться на удобном им языке без искусственных запретов и ограничений, ощущая себя равными жителями общего культурного и гуманитарного пространства.
Как и следовало ожидать, посол России в Белоруссии Дмитрий Мезенцев сообщил, что Мишустин и Лукашенко обсуждали вопросы экономики: взаимодействие промышленных предприятий, обеспечение энергобезопасности Белоруссии, расширение доступа белорусских товаров на российский рынок. Но на вопрос о том, обсуждалось ли в Минске введение единой российско-белорусской валюты, посол Мезенцев ответил определенно отрицательно. Да и целесообразность пресловутой приватизации белорусских предприятий в российскую собственность экспертами оценивается неоднозначно. При этом, по словам Мезенцева, в ходе переговоров были затронуты не только различные аспекты экономического и финансового взаимодействия двух стран, но и вопросы культурного сотрудничества. И вот на эти «вопросы культурного сотрудничества» сейчас, возможно, надо обратить особое внимание.
Последние белорусские события остро обозначили проблемы культурного развития, воспитания, общения. Именно из этих проблем умелыми руками формируется питательная среда для конфликтов и противоречий. Может быть здесь следует нам поискать наши главные ошибки, недоработки, упущения? Где-то здесь должна созидаться и самая главная, глубинная составляющая нашей интеграции, ее человеческая основа. Не только упорства в объединении экономических, финансовых, административных структур, но прежде всего кропотливой просветительской и воспитательной работы требует от нас сложившаяся ситуация. Переосмыслить свою политику на этих направлениях придется и белорусскому руководству. Будем надеяться, что те, от кого это зависит, уже сделали правильные выводы.
Состояние и отношения России и Белоруссии позволяют говорить об интеграции и стремиться к ней, но степень и формы интеграции должны определяться практическими соображениями и расчетами. И, разумеется, интеграция может быть только добровольной. Нет смысла принуждать президента Лукашенко к ускоренному форсированию интеграционных процессов, пользуясь его сложным текущим положением, ведь интегрируются не Лукашенко и Путин, а жители России и Белоруссии. Без взаимного согласия россиян и белорусов интеграция не состоится. Примечательны слова посла России в Белоруссии Дмитрия Мезенцева: «Нужно делать шаги равноправно, еще раз подчеркну, равноправно, заинтересованно. Ради общего блага, а не чьего-либо одного. Это очень важная цель».