Найти в Дзене
Yu genium

Изучение пространственной структуры озелененных территорий городского округа город Воронеж с использованием данных ДЗЗ

Оглавление

Введение

Система зеленых насаждений – это равномерное размещение городских насаждений, которое определяется сложившейся системой дальнейшего развития, предусматривающее связь с загородными насаждениями [1].

Зеленые массивы того или иного функционального назначения являются органической частью города как в границах застройки, так и за её пределами. Они необходимы для оптимального формирования городских пространств и создания мест кратковременной рекреации. Кроме того, зеленые насаждения играют существенную экологическую роль в условиях городской экосистемы.

В настоящее время проводятся общественные обсуждения по проекту Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021-2041 годы. Он находится в открытом доступе:

https://e-active.govvrn.ru/debates/6

https://genplanmos.ru/voronezh/?preview=1.

Одной из приоритетных задач Генерального плана выступает обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности городской среды, улучшения состояния окружающей среды.

В целях прогнозирования обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования в ближайшем будущем, с учетом роста населения и стремительного развития города, был проведен анализ показателя обеспеченности и сформулированы некоторые рекомендации.

Все ссылки на источники информации указаны в конце статьи, в разделе "Используемая литература".

Действующие нормативы

Для всех объектов в системе озеленения городов на основе практических данных разработаны теоретически обоснованные нормативы. В целях проектирования новых и реконструкции существующих городских и сельских муниципальных образований разработан Свод правил «СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» [7]. В нашем исследовании нормативные показатели озеленения рассчитаны на основе данного Свода правил.

По оценке Федеральной службы государственной статистики, численность постоянного населения городского округа город Воронеж на 01.01.2020 составляет 1 058 261 человек [9]. Таким образом, в соответствии с таблицей 4.1 [7] Воронеж относится к группе крупнейших городов.

Приказом «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» установлена суммарная площадь озелененных территорий общего пользования для крупнейших городов – 16 кв.м/чел (с учетом массивов городских лесов, преобразованных в лесопарки). В п. 3.5 «Мероприятия территориального планирования в части природно-рекреационного комплекса» проекта генерального плана указана обеспеченность озелененными территориями общего пользования. Из расчета 6 кв.м/чел – для внутрирайонного озеленения и 16 кв.м/чел – для города в целом. Этот показатель расходится с требованиями Свода правил [7].

В соответствии с таблицей 9.2 [7] площадь озелененных территорий общего пользования (насаждения парков, городских и поселковых садов, скверов, бульваров, набережных) должна составлять: 10 кв.м/чел общегородского значения и 6 кв.м/чел в жилых районах.

Кроме того, площадь озелененных территорий общего пользования в населенных пунктах, расположенных в степной или лесостепной природной зоне, следует увеличивать на 10-20%. Так как Воронеж, согласно физико-географическому районированию [2] находится в лесостепной зоне, норматив должен быть увеличен как минимум на 10%.

Таким образом, получаем следующие нормативные значения обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования для города Воронеж: общегородское озеленение – 11 кв.м/чел; жилые районы – 7 кв.м/чел. В итоге общая обеспеченность должна составлять не менее 18 кв.м/чел.

Также в пункте 9.8 Свода правил [7] говорится, что в крупнейших, крупных и больших городах существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к озелененным территориям общего пользования, исходя из расчета не более 5 кв.м на одного человека. В связи с этим получается, что нормативный показатель обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования должен составлять 23 кв.м/чел. Но, принимая во внимание формулировку «не более 5 кв.м», то есть, может быть меньше или отсутствовать, мы не будем дополнительно прибавлять обеспеченность массивами городских лесов (лесопарков).

Время доступности городских и районных парков на общественном транспорте (без учета времени ожидания транспорта) должно быть не более: 30 минут – для городских и 20 минут – для районных парков [7].

Согласно Своду правил [8] парки рекомендуется размещать в пределах жилой и общественной застройки в центральной части города и дополнительно – у границы населенного пункта, максимально приближенные к прилегающей лесопарковой зоне. Также, рекомендуется разделять парками застройку на районы площадью около 1000 га (10 кв.км). Их ширину рекомендуется принимать не менее 0,5 км.

Исходные данные

Данные ДЗЗ

Для расчета площади зеленых насаждений использовались снимки с космического аппарата Sentinel-2, производства Европейского космического агентства. Полученные данные дистанционного зондирования Земли подходят для пространственного анализа природных систем, в том числе и для распознавания растительности в урбанизированной среде, где спектральные характеристики разных по своей природе объектов сильно разнятся. В число каналов съемки, необходимых для выполнения задачи, были включены 2, 3, 4 и 8 (синий, зеленый, красный и инфракрасный каналы с пространственным разрешением пикселя 10 м). Построение площадных объектов было произведено в программной среде QGIS с использованием модуля SACP.

Полученные контура включают все зеленые насаждения города, а не только территории общего пользования.

Лесопарковый зеленый пояс

Для определения границ общегородских озелененных территорий общего пользования использовался Приказ управления лесного хозяйства Воронежской области от 27.12.2019 № 1889 «Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса города Воронежа» [5].

Данные о населении

Для расчета обеспеченности населения озелененными территориями была собрана информация о площади жилого фонда городского округа город Воронеж в разрезе отдельных зданий [3], [10]. На основе данных площади жилого фонда был создан точеный набор данных, содержащих информацию об адресе и площади жилых помещений. Чтобы получить данные о населении по каждому адресу мы воспользовались показателями, достигнутыми в результате выполнения Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года по состоянию на 2016 год [6]. Площадь жилого фонда составляет 27.5 кв.м на 1 человека [6]. На основе этого показателя мы рассчитали усредненные значения численности населения каждого здания. Суммарно по расчетным данным значение численности населения Воронежа составило 1 114 656 человек. По данным Воронежстата на 01.01.2020 г. численность населения городского округа город Воронеж составляет 1 058 261 человек [9]. Расчетный показатель превысил данные статистики на 5.3%. Величина этой погрешности будет учитываться в дальнейшем при расчете обеспеченности.

Выбор методики исследования

Первоочередной задачей было выбрать единицу исследования. Мы рассмотрели два варианта: анализ по административным границам районов города и анализ по стандартизированной сетке, состоящей из ячеек одинаковой площади.

При выборе в качестве единиц анализа административных границ приходится прибегать к допущению, что районы однородны внутри и их средние значения можно отнести к любой части. В действительности районы города очень неоднородны в плане распространения озелененных территорий. Например, северная часть Центрального района занята лесным массивом (Воронежская нагорная дубрава), а население сконцентрировано в южной части. Похожее неоднородное распределение озелененных и селитебных территорий ярко выражено в Советском и Железнодорожном районах.

Чтобы избежать неравномерность распределения озелененных территорий и мест сосредоточения населения, было решено рассматривать в качестве единиц анализа ячейки стандартизированной сетки. Сетка представляет собой правильные шестиугольники с радиусом 1,2 км, который выбран из расчета пешей доступности в течении 15-20 минут.

Главная особенность такого подхода – универсальность. Она выражена возможностью выполнять различные исследования исходя из имеющихся наборов пространственных данных.

Для каждой ячейки сетки был выполнен расчет исходных данных: результат агрегирования точечных данных о количестве проживающего населения и площади озелененной территории. Затем рассчитана обеспеченность населения общегородскими озелененными территориями общего пользования (парки, скверы, сады, лесопарки и т.д.) и общая обеспеченность озелененными территориями. Такой расчетный алгоритм позволил сопоставить уровень обеспеченности озелененными территориями в различных частях города с нормативными показателями.

Набор исходных данных показан на Рисунке 1.

Рисунок 1. Исходные сведения
Рисунок 1. Исходные сведения

Анализ полученных данных

Обеспеченность общегородскими озелененными территориями общего пользования.

В первую очередь был проведен анализ существующих общегородских озелененных территорий общего пользования – парков, скверов (рис. 2).

Рисунок 2. Обеспеченность общегородскими озелененными территориями общего пользования
Рисунок 2. Обеспеченность общегородскими озелененными территориями общего пользования

Обеспеченность общим озеленением.

В результате анализа общего озеленения, то есть всех озелененных территорий города, включая внутридворовое и уличное озеленение, было выявлено, что в настоящее время показатель озеленения находится в рамках существующих нормативов. Однако, в центральной части города есть места, где этот показатель лишь немного превышает норматив.

В проекте Генерального плана развития города предусмотрен рост плотности и численности постоянно проживающего населения до 1282.4 тыс. человек к 2026 году и 1389.0 тыс. человек к 2041 году. В связи с этим было решено рассчитать показатель обеспеченности озелененными территориями с учетом предполагаемого роста населения.

Рисунок 3. Обеспеченность общим озеленением
Рисунок 3. Обеспеченность общим озеленением

На рисунке 3 показано предполагаемое изменение показателя обеспеченности в 2026 г. и 2041 г. от уровня 2019 г. На данный момент показатель укладывается в норматив 18 кв.м/чел. Однако, с учетом предполагаемого роста числа и плотности населения, к 2026 г показатель озеленения в этих зонах может оказаться ниже нормативного, и к 2041 показатель будет продолжать снижаться.

В ходе анализа районов, которые отмечены на рисунке 3 красным цветом, была вычислена минимально необходимая площадь дополнительного озеленения, которая позволит удержать показатель обеспеченности озелененными территориями в нормативных значениях (рис. 4).

Рисунок 4. Минимально необходимые площади озеленения
Рисунок 4. Минимально необходимые площади озеленения

Озеленение экологически неблагоприятных районов.

Согласно Карте экологических районов из проекта Генерального плана можно увидеть, что некоторые жилые зоны расположены в районах с напряженной экологической ситуацией. Наложив показатель обеспеченности озелененными территориями на карту экологических районов можно увидеть, что в районе просп. Труда, ул. Кольцовской и ул. Плехановской находятся крупные территории с экологически напряженной ситуацией. На Карте экологических районов красным цветом показаны зоны, для которых ожидается снижение показателя обеспеченности озелененными территориями на 2041 г. (рис. 5).

Рисунок 5. Фрагмент карты экологических районов и зоны с недостаточным озеленением на 2041 г.
Рисунок 5. Фрагмент карты экологических районов и зоны с недостаточным озеленением на 2041 г.

Стоит заметить, что в проекте Генерального плана в этих зонах не предусмотрено дополнительное озеленение (рис. 6).

Рисунок 6. Фрагмент карты функциональных зон и зоны с недостаточным озеленением на 2041 г.
Рисунок 6. Фрагмент карты функциональных зон и зоны с недостаточным озеленением на 2041 г.

Выводы

В ходе анализа озелененных территорий городского округа город Воронеж было выявлено, что на данный момент показатель обеспеченности озелененными территориями на 1 человека в целом укладывается в норму. Однако, обеспеченность общегородскими благоустроенными озелененными территориями недостаточна, особенно в центральной части и некоторых периферийных районах (рис. 2). Эти районы нуждаются в дополнительном обустройстве зеленых зон для рекреации. Размещение новых благоустроенных зеленых зон должны удовлетворять рекомендациям и требованиям Своду правил [8] по доступности и размещению.

С учетом перспективного роста численности и плотности населения города, есть вероятность, что некоторые территории города (рис. 3) окажутся недостаточно обеспечены озелененными территориями. Чтобы этого избежать, можно предусмотреть в указанных на рисунке 4 зонах дополнительные площади зеленых насаждений.

Для улучшения экологической ситуации мы предлагаем предусмотреть возможность размещения в районах с напряженной экологической ситуацией дополнительных озелененных территорий. Размещение жилых зон в неблагоприятных экологических районах должны компенсироваться возможностью рекреации в благоустроенных зеленых зонах.

Используемая литература

1. Гостев В.Ф. Проектирование садов и парков: Учеб. для техникумов / В.Ф. Гостев, Н.Н. Юскевич. — М.: Стройиздат, 1991. — 340 с.: ил.

2. Мильков Ф.Н. Физическая география СССР: общий обзор. Европейская часть СССР. Кавказ: [учебник для студентов географических факультетов университетов] / Ф.Н. Мильков, Н.А. Гвоздецкий. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва: Мысль, 1976. - 448 с.

3. Приложение к постановлению правительства Воронежской области №983 от 23.12.2016 г., «Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу»;

4. Приказ Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области (с изменениями на 20 июля 2018 года);

5. Приказ управления лесного хозяйства Воронежской области от 27.12.2019 № 1889 «Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса города Воронежа»;

6. Решение Воронежской городской думы от 19 декабря 2018 года N 1032-IV «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2035 года»;

7. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;

8. СП 475.1325800.2020 Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства;

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области;

10. Онлайн-сервис Дом.МинЖКХ.

Авторы: А. Юдин, А. Прохоров, Н. Зубкова, О. Лихтенберг, Н. Ангелов, А. Ильин