Сильфонные компенсаторы просты в эксплуатации, для них не требуется специального обслуживания. Однако, чтобы исключить непредвиденные поломки, следует соблюдать некоторые элементарные правила. Сильфом должен быть защищен от ударов и от воздействия других внешних сил. На трубопроводы с компенсаторами не разрешается устанавливать опоры и металлические конструкции, не предусмотренные в проекте.
Чтобы избежать гидравлических ударов при пуске пара в полость компенсатора, в гофрах не допускается скопление воды. 1£е можно удалить через дренажный штуцер или путем продувки паром. При замерзании транспортируемого продукта в полости компенсатора отогрев производят паром или горячей водой. Отогревать компенсаторы огнем запрещено.
Контролируют работу компенсаторов периодически путем внешнего осмотра. Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода с компенсаторами, ведет журнал текущего обслуживания. В этот журнал заносятся данные каждого осмотра, а также об охлаждении и разогреве трубопровода.
Осмотр компенсаторов производят два раза в течение первой недели эксплуатации, а также после каждого охлаждения и разогрева трубопровода. Во время длительной эксплуатации трубопровода при постоянной температуре периодичность осмотра компенсаторов назначают в зависимости от параметров и от вида транспортируемой среды.
При осмотре особое внимание обращают на герметичность сильфона и состояние сварных швов, расположенных в месте присоединения патрубков. Кроме того, на трубопроводах с осевыми компенсаторами проверяют состояние неподвижных опор, а угловыми - исправность шарниров. При креплении компенсаторов на фланцах следят за плотностью стыков.
После выработки числа циклов, указанных в паспорте, производят техническое освидетельствование компенсаторов. При этом определяют пригодность каждого компенсатора к дальнейшей эксплуатации, о чем составляют акт.
Герметичность сальниковых и манжетных уплотнений на протяжении длительного периода эксплуатации в основном зависит от квалифицированного обслуживания. Ресурс мягкой набивки невысок, поэтому ее приходится менять ежегодно. При смене набивки следует аккуратно удалить старую набивку. При этом применяют металлические крючки или специальные приспособления в виде штопора на гибком валу (рис. 1). После извлечения набивки сальниковую камеру и патрубок следует тщательно очистить и промыть керосином.
Перед установкой новой набивки следует убедиться в отсутствии эксцентриситета между осями патрубка и сальниквоой камеры. Смещение более 20% приводит к неравномерному сжатию набивки по окружности и увеличению утечки транспортируемой среды.
Сборка и уплотнение сальника значительно упрощаются при предварительной опрессовке колец в специальном приспособлении. Кроме того, опрессовка колец позволяет достичь более равномерного сжатия набивки по высоте сальника, что повышает герметичность компенсатора и уменьшает износ патрубка.
Если кольца предварительно не опрессовывались, следует обжимать в сальниковой камере каждое кольцо в отдельности. При этом рекомендуется пользоваться втулкой, состоящей из двух половин. При обжатии всей набивки, находящейся в сальниковой камере, из-за трения плотность набивки по высоте оказывается неравномерной, что снижает герметичность компенсатора.
Затяжку сальника рекомендуется производить в два—три приема в следующей последовательности. Сначала следует сменить набивку и затянуть сальник, затем произвести гидравлические
испытания трубопровода, после чего вновь подтянуть болты, а окончательную затяжку произвести после разогрева трубопровода. Сальниковые болты следует затягивать равномерно, чтобы не допустить перекоса втулки н неравномерного сжатия набивки.
Через 20...30 дней работы компенсатора сжатие набивки уменьшится из-за выгорания некоторых ее компонентов. Чтобы восстановить герметичность компенсатора, нужно подтянуть сальниковые болты.
Эксплуатация и обслуживание сальниковых компенсаторов с пружинами на болтах значительно упрощается. У них достаточно только заменить набивку и установить сжатые пружины на болты. Сила сжатых пружин через втулку постоянно уплотняет набивку. Наиболее эффективно уплотнение при подвижном патрубке.
При эксплуатации и обслуживании манжетных компенсаторов надо следить за герметичностью уплотнения. Поскольку смена манжет без демонтажа компенсатора невозможна, желательно манжетный компенсатор крепить к трубопроводу с помощью быстроразъемных соединений. При смене манжет следует зачитать патрубок, а при наличии язв и других глубоких следов коррозии его нужно заменить.
Компенсаторы из гнутых труб —самые напряженные участки трубопровода, поэтому к ним предъявляются повышенные требования при обслуживании. На каждом предприятии, где эксплуатируются трубопроводы с компенсаторами разрабатывается инструкция по их эксплуатации. В инструкции должен предусматриваться порядок подготовки трубопровода к пуску, порядок пуска, остановки и обслуживания в процессе эксплуатации. Перечисляются случаи, когда трубопровод должен быть немедленно отключен. К ним относятся: возникновение трещин и разрывов в основном металле и сварных швах; разрушение опор и подвесок; появление шумов, вибраций, ударов; неисправность контрольно-измерительных устройств; повышение давления сверх рабочего более чем на 15%.
Кроме того, регламентируется порядок вывода трубопроводов в ремонт и действие персонала в аварийных ситуациях.
В период эксплуатации обслуживающий персонал должен вести постоянное наблюдение за состоянием компенсаторов. Не реже одного раза в год служба технического надзора должна проводить наружный осмотр компенсаторов с отражением результатов в акте. При осмотре проверяют состояние сварных швов, фланцевых соединений, опор и подвесок, изоляции.
Компенсаторы выводятся в ремонт, если толщина стенки достигла предельного отбраковочного значения, указанного в паспорте, если при обстукивании молотком остаются вмятины, если в сварных швах обнаружены трещины или недопустимо изменились механические свойства металла труб. При отбраковке особое внимание следует обращать на коленья, где наиболее вероятен максимальный износ компенсатора вследствие коррозии, эрозии и высоких напряжений.
Толщину стенки компенсатора определяют с помощью ультразвуковых толщиномеров или путем просверливания отверстия с последующим их завариванием. Замер толщины рекомендуется выполнять на вогнутой или выпуклой, частях коленьев.
Если при осмотре качество сварных стыков вызывает сомнение, проводят контроль неразрушающими видами — просвечиванием или ультразвуком; при необходимости сварные швы подвергают металлографическим или механическим испытаниям. В инструкции для каждой системы должны быть установлены нормы отбраковки компенсаторов по каждому контролируемому параметру.