Найти тему
СкайПром

Эксплуатация компенсаторов

Сильфонные компенсаторы просты в эксплуатации, для них не требуется специального обслуживания. Однако, чтобы иск­лючить непредвиденные поломки, следует соблюдать некото­рые элементарные правила. Сильфом должен быть защищен от ударов и от воздействия других внешних сил. На трубопро­воды с компенсаторами не разрешается устанавливать опоры и металлические конструкции,  не  предусмотренные в проекте.

Чтобы избежать гидравлических ударов при пуске пара в полость компенсатора, в гофрах не допускается скопление воды. 1£е можно удалить через дренажный штуцер или путем продувки паром. При замерзании транспортируемого продукта в полости компенсатора отогрев производят паром или горячей водой.  Отогревать  компенсаторы огнем   запрещено.

Контролируют работу компенсаторов периодически путем внешнего осмотра. Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода с компенсаторами, ведет журнал текущего обслуживания. В этот журнал зано­сятся данные каждого осмотра, а также об охлаждении и разо­греве трубопровода.

Осмотр компенсаторов производят два раза в  течение пер­вой недели эксплуатации, а также после каждого охлаждения и разогрева трубопровода. Во время длительной эксплуатации трубопровода при постоянной температуре периодичность ос­мотра компенсаторов назначают в зависимости от параметров и от вида транспортируемой среды.

При осмотре особое внимание обращают на герметичность сильфона и состояние сварных швов, расположенных в месте присоединения патрубков. Кроме того, на трубопроводах с осе­выми компенсаторами проверяют состояние неподвижных опор, а угловыми - исправность шарниров. При креплении компен­саторов на фланцах следят за плотностью стыков.

После выработки числа циклов, указанных в паспорте, про­изводят техническое освидетельствование компенсаторов. При этом определяют пригодность каждого компенсатора к даль­нейшей эксплуатации, о чем составляют акт.

Герметичность сальниковых и манжетных уплотнений на протяжении длительного периода эксплуатации в основном за­висит от квалифицированного обслуживания. Ресурс мягкой набивки невысок, поэтому ее приходится менять ежегодно. При смене набивки следует аккуратно удалить старую набивку. При этом применяют металлические крючки или специальные приспособления в виде штопора на гибком валу (рис. 1). После извлечения набивки сальниковую камеру и патрубок следует тщательно очистить и промыть керосином.

Перед установкой новой набивки следует убедиться в от­сутствии   эксцентриситета   между  осями   патрубка   и  сальниквоой камеры. Смещение более 20% приводит к неравномерному сжатию набивки по окружности и увеличению утечки транспор­тируемой среды.

Сборка и уплотнение сальника значительно упрощаются при предварительной опрессовке колец в специальном приспо­соблении. Кроме того, опрессовка колец позволяет достичь бо­лее равномерного сжатия набивки по высоте сальника, что по­вышает герметичность компенсатора и уменьшает износ пат­рубка.

Если кольца предварительно не опрессовывались, следует обжимать в сальниковой камере каждое кольцо в отдельности. При этом рекомендуется пользоваться втулкой, состоящей из двух половин. При обжатии всей набивки, находящей­ся в сальниковой камере, из-за трения плотность набивки по высоте оказыва­ется неравномерной, что снижает герме­тичность компенсатора.

Затяжку сальника рекомендуется производить в два—три приема в следу­ющей последовательности. Сначала сле­дует сменить набивку и затянуть саль­ник,   затем   произвести     гидравлические

испытания трубопровода, после чего вновь подтянуть болты, а окончательную затяжку произвести после разогрева трубо­провода. Сальниковые болты следует затягивать равномерно, чтобы не допустить перекоса втулки н неравномерного сжатия набивки.

Рис. 1. Извлечение набивки из сальникового камеры
Рис. 1. Извлечение набивки из сальникового камеры

Через 20...30 дней работы компенсатора сжатие набивки уменьшится из-за выгорания некоторых ее компонентов. Чтобы восстановить герметичность компенсатора, нужно подтянуть сальниковые болты.

Эксплуатация и обслуживание сальниковых компенсаторов с пружинами на болтах значительно упрощается. У них достаточно только заменить набивку и установить сжа­тые пружины на болты. Сила сжатых пружин через втулку по­стоянно уплотняет набивку. Наиболее эффективно уплотнение при подвижном патрубке.

При эксплуатации и обслуживании манжетных компенсато­ров надо следить за герметичностью уплотнения. Поскольку смена манжет без демонтажа компенсатора невозможна, жела­тельно манжетный компенсатор крепить к трубопроводу с по­мощью быстроразъемных соединений. При смене манжет сле­дует зачитать патрубок, а при наличии язв и других глубоких следов коррозии его нужно заменить.

Компенсаторы из гнутых труб —самые напряженные уча­стки трубопровода, поэтому к ним предъявляются повышенные требования   при  обслуживании.   На   каждом   предприятии,   где эксплуатируются трубопроводы с компенсаторами разрабаты­вается инструкция по их эксплуатации. В инструкции должен предусматриваться порядок подготовки трубопровода к пуску, порядок пуска, остановки и обслуживания в процессе эксплуа­тации. Перечисляются случаи, когда трубопровод должен быть немедленно отключен. К ним относятся: возникновение трещин и разрывов в основном металле и сварных швах; разрушение опор и подвесок; появление шумов, вибраций, ударов; неис­правность контрольно-измерительных устройств; повышение давления сверх рабочего более чем на 15%.

Кроме того, регламентируется порядок вывода трубопрово­дов  в   ремонт  и  действие   персонала   в   аварийных  ситуациях.

В период эксплуатации обслуживающий персонал должен вести посто­янное наблюдение за состоянием компенсаторов. Не реже одного раза в год служба технического надзора должна проводить наружный осмотр компен­саторов с отражением результатов в акте. При осмотре проверяют состояние сварных  швов, фланцевых соединений, опор и   подвесок,  изоляции.

Компенсаторы выводятся в ремонт, если толщина стенки достигла предельного отбраковочного значения, указанного в паспорте, если при обстукивании молотком остаются вмятины, если в сварных швах обнаружены трещины или недопустимо изменились механические свойства металла труб. При отбра­ковке особое внимание следует обращать на коленья, где наи­более вероятен максимальный износ компенсатора вследствие коррозии, эрозии и высоких напряжений.

Толщину стенки компенсатора определяют с помощью ультразвуковых толщиномеров или путем просверливания отверстия с последующим их за­вариванием. Замер толщины рекомендуется выполнять на вогнутой или вы­пуклой, частях коленьев.

Если при осмотре качество сварных стыков вызывает со­мнение, проводят контроль неразрушающими видами — просве­чиванием или ультразвуком; при необходимости сварные швы подвергают металлографическим или механическим испыта­ниям. В инструкции для каждой системы должны быть уста­новлены нормы отбраковки компенсаторов по каждому кон­тролируемому параметру.