Вот скажите мне, как выглядел самый большой позор императора Наполеона? Ватерлоо? Да, после той битвы его окончательно оттеснили от европейской политики и выслали на маленький остров Святой Елены, но это все не то. Русская кампания? Это поражение в войне, но никак не позор. Последние годы, проведённые в ссылке? Ну, я бы назвал скорей это унижением со стороны англичан.
А вот ласковые милые пушистики смогли добиться того, чего никогда бы не получилось у всех армий мира: Бонапарт ретировался с поля боя максимально быстро, быстрей даже, чем из заснеженной России.
Итак, 1807 год. Только-только подписан мир в Тильзите (сейчас это город Советск Калининградской области) с императором Александром I. Находясь в приподнятом настроении, Наполеон предложил начальнику своего штаба Бертье отпраздновать то, что дела идут более чем хорошо.
- Так может на шашлычок, ваше императорское величество? — спросил Бертье. - У меня как раз в поместье есть такие места, вы просто головой поедете.
— Можно и на шашлычок. Но скажи-ка мне, любезный Бертье, смогу ли я в твоём поместье поохотиться на кроликов?
— Ясен красен, ваше величество. А иначе зачем бы я вас туда звал, - ответил Бертье и задумался. Потому что никаких кроликов в поместье никогда не было, максимум соседские кошки периодически шныряли в поисках мышей.
Бертье сразу отмел идею стрельбы по кошкам или мышам, потому что калибр, знаете ли, не тот. И пришла ему в голову чудесная мысль —закупить целую партию кроликов. Мы не знаем точно сколько их было, по разным оценкам от нескольких сотен до нескольких тысяч, но кроликов было ОЧЕНЬ много.
В день икс Наполеон с приближенными военными и некоторыми гражданским лицами приехал на охоту. И когда зазвучал рожок егеря, клетки с кроликами распахнули и кролики были на свободу.
Вместо того, чтобы в страхе разбегаться по сторонам, подставляясь под пули императора и его свиты, они деловито собирались в одну большую милую, но настораживающую толпу.
Охотники сначала опешили. Потом расхохотались, потому что армия толстых милашей выглядела крайне забавно. А потом запаниковали.
Кролики, почти как тот пугающий механический заяц из "Ну, погоди", неотвратимо поскакали на Наполеона со свитой. Они неслись намного быстрей, чем санкюлоты во время взятия Бастилии и точно не уступали им в решительности. Добежав до императора, первая партия кроликов (все еще не верю, что пишу это в одном предложении), навалилась на сапоги и стала карабкаться выше. Отталкивать или давить их ногами было бесполезно, стрелять уже поздно, максимум, до чего додумались лучшие умы Франции - колотить их палками или отпугивать щелканьем хлыста.
Но ничего не помогало. Кролики как безумные нападали на людей. И тогда Наполеон принимает единственно верное решение - бежать. Бежать максимально быстро. Кто бы мог подумать, что кроличий кошмар на этом не закончится.
“Обладая более тонким пониманием наполеоновской стратегии, чем большинство его генералов, кроличья орда разделилась на два крыла, обогнула фланги неприятеля и направилась к императорской карете”, - так писал об этом историк Дэвид Чендлер.
Да, вы не ослышались. Они догнали карету Наполеона и стали пытаться туда залезть, до ужаса пугая хозяина половины Европы. Атака закончилась только тогда, когда карета смогла прорваться через ушастую орду.
Что же произошло? Оказалось, что Бертье закупил не пугливых диких зайцев, а ручных кроликов со всей округи. Это были безобидные существа, которые, однако, привыкли к тому, что их кормят люди. После того, как кролики просидели в клетках, они видели в Наполеоне не охотника и не императора, а человека, который принес им поесть. Официанта, короче. Ну или большую морковку в сапогах.
Мораль: ты можешь быть гениальным полководцем, самым могущественным человеком своего времени и храбрым военным, но всегда будь готов к тому, что на тебя нападет армия дружелюбных кроликов и тебе придется с позором от них убегать.