Найти тему

Сегодня эти фильмы не получили бы «Оскар»

Оглавление

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (также в телеграм).

Фото: 20th Century Fox
Фото: 20th Century Fox

Американская киноакадемия снова скорректировала регламент, в этот раз ужесточив требования к картинам, претендующим на «Оскар» в категории «Лучший фильм». Пересказывать нововведения я не стану – они во всех новостях и касаются поддержки этнических, гендерных и сексуальных меньшинств на экране и/или в составе съемочной группы и студийного аппарата.

-2

Проблема Академии, которую она безуспешно пытается решить вот уже 15 лет – в падающем рейтинге телетрансляции. Прямой эфир и запись наградной церемонии, это единственная ключевая статья дохода некоммерческой организации: в лучшие времена стоимость 30-секундного рекламного слота соперничала с Суперкубком и достигала 5 млн долл. Естественно, чем меньше зрителей смотрит церемонию, тем ниже тариф.

Своего пика «Оскары» достигли в 1998 году, когда победил «Титаник» – 57,25 млн зрителей. Начиная с 2014 года («12 лет рабства») замеряемый Nielsen рейтинг стабильно снижается на 12-20% ежегодно: антирекорд 2020 года («Паразиты») – всего 23,6 млн.

Из-за этого сначала Академия разрешила использовать рекламное время под телеролики фильмов (еще в начале 00-х это было строжайшим табу), затем начала эксперименты с ведущими и форматом награждений (премии в ряде технических категорий вручались во время рекламных включений, победители принимали награду, не поднимаясь на сцену). Следом шорт-лист категории «Лучший фильм» был расширен до 10 позиций, чтобы в него могли попасть не только академические, но и зрительские фавориты – «Начало», «Район №9», «Черная Пантера».

С новыми ограничениями, касающимися отбора в категорию «Лучший фильм», Академия снова меняет дискурс – из площадки, где когда-то чествовались художественные достоинства фильмов, «Оскары» сначала обрели резкий политический окрас (исторической точности ради, прецеденты случались и прежде – в первую очередь, знаменитый отказ Марлона Брандо от награды за роль Вито Корлеоне как протест против дискриминации индейцев), а теперь – социальный.

По новым правилам, лучшим фильмом года не стали бы:

«Титаник» (1997, Д. Кэмерон)

«Властелин колец: Возвращение короля» (2003, П. Джексон)

«Гладиатор» (2000, Р. Скотт)

«Храброе сердце» (1995, М. Гибсон)

«Непрощенный» (1992, К. Иствуд)

«Взвод» (1986, О. Стоун)

«Крамер против Крамера» (1979, Р. Бентон)

«Охотник на оленей» (1978, М. Чимино)

«Рокки» (1976, Д. Эвилдсен)

«Крестный отец» (1972, Ф. Ф. Коппола)

«Крестный отец, часть II» (1974, Ф. Ф. Коппола)

«Французский связной» (1971, У. Фридкин)

Д А Л Ь Ш Е:

Режиссер, который слишком много думает и слишком мало чувствует

Как студии Disney и Sony поссорились из-за «Человека-паука»

Что не так с «Возвращением Робокопа»

.

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (также в телеграм).