При раскопках т.н. Райковецкого городища, небольшой крепости, уничтоженной монголами Батыя в 1241 году и сохранившейся до нашего времени в нетронутом состоянии, во рву у валов детинца была сделана интересная находка:
"обнаружено скопление больших бесформенных камней, заполняющих ров до его древнего уровня. Среди камней часто встречаются обломки жерновов. Происхождение этих камней не вызывает сомнений: они были сброшены на врага во при штурме стен и ворот детинца. Самое большое скопление камней во рву было обнаружено у ворот, где завал достигал толщины до 1 м. Под этим завалом были выявлены и скелеты людей, погибших при штурме детинца" (Гончаров В. Райковецкое городище. 1950).
Очевидно, оставшиеся под камнями люди не могли принадлежать к защитникам крепости, если были обнаружены под камнями, сброшенными в ров (такие же останки среди камней были обнаружены и в другом рву крепости, причем там же был обнаружен кинжал с нехарактерной для Руси рукоятью). Не были они и монголами: весьма трепетно относясь к своим погибшим соплеменникам, те, как правило, не оставляли их непогребенными. Вывод прост: погибшие принадлежали к т.н. хашару, согнанным с округи жителям, которых осаждающие использовали на тяжелых вспомогательных работах.
Хашар не был изобретением монголов, он использовался киданями, чжурчжэнями и китайцами уже до них, но только монголы довели тактику его использования до совершенства, сделав одним из основных элементов своей весьма искусной осадной тактики.
Наиболее полное описание методов набора набора и использования хашара дает китайский источник, датированный 1221 годом:
"Всякий раз при наступлении на большие города [они] сперва нападают на маленькие города, захватывают [в плен] население, угоняют [его] и используют [на осадных работах]. Тогда [они] отдают приказ о том, чтобы каждый конный воин непременно захватил десять человек. Когда людей [захвачено] достаточно, то каждый человек обязан [набрать] сколько-то травы или дров, земли или камней. [Татары] гонят [их] день и ночь; если [люди] отстают, то их убивают. Когда [люди] пригнаны, [они] заваливают крепостные рвы [вокруг городских стен тем, что они принесли], и немедленно заравнивают [рвы]; [некоторых] используют для обслуживания [колесниц, напоминающих] гусей, куполов для штурма, катапультных установок и других [работ]. [При этом татары] не щадят даже десятки тысяч человек. Поэтому при штурме городов и крепостей [они] часто мертвы".
С ним вполне согласен Джувейни, писавший ок. 1260 года, который о монгольской тактике говорил так:
"Было у них такое обыкновение: сражаясь с городом, они ставили впереди пленных мусульман, которые находились при них, заставляя их наступать и драться, а если они возвращались, то убивали их. Таким образом, они пленные бились поневоле и были достойны жалости... они (монголы - ИО) сражались из-позади мусульман, а потому пленные мусульмане подвергались избиению, сами же они избавлялись его".
Набирался хашар довольно незамысловато. Как пишет Рашид ад-Дин, при взятии Бенакета, одного из хорезмийских городов,
"На четвертый день население города запросило пощады и вышло вон [из города]... Воинов, ремесленников и [простой] народ [монголы] разместили по отдельности. Воинов кого прикончили мечом, кого расстреляли, а прочих разделили на тысячи, сотни и десятки".
Использовался он и для психологического давления на осажденных, которые должны были устрашиться, увидев, сколь огромное войско осаждает их город (и не мудрено, все тот же Рашид ад-Дин писал, что при осаде Ходжента было "пятьдесят тысяч хашара [местного населения] и двадцать тысяч монголов"). И этот эффект достигался. Как описывал Киракос Гандзакецы, попавший в плен к монголам в 1236 году,
"Бодрость покидала людей мужественных, опускались руки у искусных стрелков, люди прятали мечи, дабы неприятель, увидев их вооружёнными, не погубил бы без пощады. Голоса врагов снедали их, стук их колчанов нагонял ужас на всех. Каждый видел приближение своего последнего часа, и сердца их останавливались. Дети в ужасе перед мечом бросались к родителям, а родители вместе с ними падали от страха ещё до того, как враг приблизился к ним"
Насколько хашар был необходим для ведения осады и эффективен, показывает тот факт, что Батый, подойдя к большому и хорошо укрепленному Владимиру 4 февраля 1238 года, блокировал его (обнес тыном, установил камнеметные машины) и ждал, пока Субедей с своим отрядом возьмет соседний Суздаль и наберет пленников. Только когда тот вернулся с хашаром 6 февраля, блокада перешла в осаду, которая была довольно короткой: Владимир был взят 7 февраля, и вряд ли потери собственно монголов были сколь-нибудь серьезны для армии Батыя...
О раскопках Райковецкого городища можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!