В 1962 году американский писатель Кен Кизи выпустил роман "Пролетая над гнездом кукушки", который вскоре приобрёл культовую славу. На примере микросоциума — пациентов и врачей небольшой психиатрической клиники — автор выразил всё своё презрение к законам общества, показал, как негласные механизмы взаимодействия превращают Личность в Овощ. При всём при этом Кизи ещё и красиво уложился в треугольник Карпмана, представив классическую тройку "герой-злодей-жертва".
Герой — Рэндл Макмёрфи
Новичок, которого привозят в психиатрическую клинику и который начинает яростно бунтовать против внутренних распорядков.
Злодей — сестра Рэтчед (созвучно с английским 'wretched', или жалкий, плохой, несчастный)
Главная сестра психиатрической клиники, следящая за строгим соблюдением всех правил. Она никогда не кричит, но умеет пренеприятно улыбаться и назначать лоботомии.
Жертва — Вождь Бромден/Билли Биббит
По поводу того, кто именно является жертвой в книге, присутствуют расхождения во мнениях. С одной стороны, это все пациенты клиники, принимающие своё подневольное положение. С другой, это Билли Биббит, перерезающий себе глотку. С третьей, это и Вождь Бромден, занимающий позицию стороннего наблюдателя и только с помощью Макмёрфи вырывающийся на свободу.
Отношения с книгой у меня долгие и нежные. Первый раз я прочитала её ещё в школе (в старших классах) и мгновенно переняла роль Макмёрфи: дерзила учителям, вела себя вызывающе и отрицала всяческие авторитеты. Стандартное поведение подростка, и Кизи здесь только подлил масла в огонь. Возможно, поэтому книгу более пяти раз пытались запретить на законодательном уровне и исключить из всех образовательных программ.
Несколько лет спустя, когда я посмотрела одноимённую экранизацию с Джеком Николсоном (1975) и перечитала книгу на английском, Макмёрфи во мне уступил место Вождю Бромдену. Я вдруг резко поняла, почему именно от его лица ведётся повествование и почему — из безликого рассказчика — он превращается в единственного героя, обретающего свободу. Кизи тут во многом писал о себе, так много понимающем и чувствующем, что это довело его до сумасшествия, до необходимости прятаться в чулане для швабр и сливаться со стенами, до потери важнейшего человеческого дара — речи. Ему требовался кто-то вроде Макмёрфи — человека попроще, посмелее, не думающего о последствиях. Макмёрфи — это своего рода волшебный пинок, запускающий изменения в других людях, но сам не приспособленный к жизни (и, возможно, он здесь настоящая жертва?..).
Так или иначе, как бы ни менялось моё отношение к Макмёрфи и Бромдену, никогда мои симпатии не склонялись к сестре Рэтчед. Кен Кизи даже не пытался сделать её хоть сколько-то человечной, в его понимании это — истинный злодей, верный винтик механизма по искалечиванию душ. Кто-то вроде Амбридж в эпопее про "Гарри Поттера", если искать аналогии в современных литературе и кино.
Почему же в 2020 году нам предлагают сериал не про Макмёрфи и не про Вождя, а про сестру Рэтчед? Ответ, на самом деле, прост: мы живём в то время, когда злодеи становятся героями (и наоборот). Судя по трейлеру, нас ждёт своего рода "Джокер", или история становления злодея. И здесь меня, честно говоря, разрывают противоречия. С одной стороны, "Джокер" получился блистательным; с другой, меня несколько коробит от идеи, что Рэтчед нужно будет сочувствовать.
Смотреть я, конечно же, буду, но что из этого выйдет, покажет время.
По тэгу #топflametongue можно найти другие популярные статьи на канале.