Найти тему
Эльза Свечникова

Коллекция Фрика

Коллекция Фрика – небольшой, но очень богатый музей на углу 70-й улицы и Пятой авеню. Основал его человек, которого проклинали и ненавидели при жизни за жадность и жестокость. Этот же человек содержал несколько благотворительных фондов и финансировал бесплатную больницу. Но в памяти Америки он остался символом алчности и отсутствия моральных препон.

Генри Клей Фрик родился в обедневшей семье и поклялся к тридцати годам стать миллионером. В 1871 году он создал небольшое партнёрство по производству кокса. Через девять лет, когда Фрику исполнилось тридцать, компания контролировала 80 процентов добычи угля в Пенсильвании. Успех был достигнут жёсткими методами: стачку своих рабочих Фрик подавил с помощью сотен вооружённых детективов агентства Пинкертона, девять забастовщиков было убито.

Фрик был человеком редкой везучести. В 1892 году в его кабинет ворвался анархист Александр Беркман, стремящийся отмстить за погибших. Беркман стрелял в упор, пытался добить Фрика кинжалом. Через неделю раненый снова сидел в своём кабинете. Ещё через десять лет магнат отдыхал в Альпах, его жена вывихнула ногу, билет на рейс в Штаты пришлось сдать, и «Титаник» ушёл без них.

В 1914 году Фрик построил по проекту Томаса Гастингса особняк на Манхэттене. В те времена почти каждое здание на Пятой авеню выше 59-й улицы было либо особняком, либо частным клубом, либо шикарным отелем. Но даже в этом окружении дом Фрика выделялся роскошью – с частным садом по фасаду и великолепным внутренним двором. Здесь расположилась собранная магнатом коллекция живописи старых мастеров и старинной мебели. После смерти вдовы Фрика Аделаиды здание было открыто для публики в качестве музея.

Коллекция высочайшего качества расположена в шести галереях особняка: это полотна знаменитых европейских художников, скульптура, французская мебель, лиможские эмали, восточные ковры. Здесь экспонируются Эль Греко («Святой Иероним»), Ян Вермеер (три полотна, в том числе «Хозяйка и горничная, держащая письмо»), Джованни Беллини («Экстаз святого Франциска»), Ганс Гольбейн Младший («Портрет Томаса Мора»). Небольшой музей располагает работами Аньоло ди Козимо, Питера Брейгеля Старшего, Диего Веласкеса, Рембрандта, Франсиско Гойи и других великих мастеров.

Здешнее собрание насчитывает 1100 шедевров, и ни один из них не моложе эпохи французского импрессионизма. Интерьеры особняка напоминают скорее старинный замок: мебель XVI века, фрески, мраморные камины. Все экспонаты, даже хрупкие, расположены так, что их удобно осматривать. По этой же причине детей до десяти лет в музей не пускают: мало ли что.