Говоря о Церкви вообще и РПЦ в частности, как и при всякой другой оценке, следует обращать внимание не только и даже, думаю, не столько на негативные явления, сколько на положительные. В конце концов, "свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1:5). Т. е. тьмы визуально явно больше, но полностью погасить свет ей не дано.
И когда мы говорим, что уходят из церкви хорошие и совестливые люди, не желающие участвовать в профанациях Таинств, симфонии с властями, бесконечном стяжательстве и пр., и пр., и на основании этого делаем далеко идущие выводы, стоит всё же учитывать и тех, кто, не запятнав себя ничем, остался в церкви до конца вопреки всему.
Ярчайшим примером такого служения был протоиерей Александр Мень, убитый ровно тридцать лет назад. Не смотря на жёсткий прессинг со стороны властей и откровенно враждебное отношение, возможно, большей части всех собратьев по вере, отец Александр буквально денно и нощно служил людям и Богу, неся во тьму этого мира свет Евангелия.
И тьма не объяла его. Думаю, не ошибусь, если скажу, что именно отцу Александру мы обязаны многим из того, что есть сегодня в нашей церкви хорошего, что можно назвать "православием с человеческим лицом". Он насаждал это своим словом, молитвой и, что важнее всего, личным примером христианской жизни.
И это не легенда. Я не знал его лично, но общался и общаюсь со многими его учениками и прихожанами. Их личный опыт говорит о том, что он был действительно выдающимся человеком, истинным христианином. А каким он был проповедником, каждый может сам понять, изучив его книги и проповеди.
Его путь был тернист как мало у кого, но он не свернул с него и честно шёл, быв послушен Богу буквально "до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2:8).
И вот это нам очень важно понять и уяснить. Христос никогда не обещал нам чистого неба над головой. Напротив: "помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15:20) ибо "если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15:19).
Об этом же пишет апостол Павел: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь" (2Тим. 3:12-13).
Эти неприятные слова Господа и его апостола, видимо, часто забывают, судя по вечному желанию многих построить богатую, поддерживаемую государством, в самом земном смысле успешную Церковь. Между тем истинное служение всегда заканчивается на кресте. Он у каждого свой, по силам, но уж точно не комфортабельный и с позолотой.
Но в отличие от многих, о. Александр этого, креста своего, не боялся. Должно быть потому, что помнил и другие слова Спасителя: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16:33) и "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20).
Умный, светлый, современный, образованный, весёлый отец Александр жил и мыслил широко и свободно. Он не боялся новых идей, которые могли противоречить "благочестивой" традиции, и конечно, это не могло не выводить из себя тех, кто хочет, чтобы всё было единообразно, серо и, не дай Бог, хоть как-то менялось. Так было всегда и везде, и Церковь не исключение. Гнали свои же яркого и харизматичного апостола Павла, гнали "экумениста" Иоахима, гнали миссионера Меня, гнали бессребренника о. Павла Адельгейма.
(А сегодня гонят, например, старающегося сделать богослужение естественным и понятным о. Георгия Кочеткова.)
Будем помнить об этом, готовиться к этому, не будем бояться этого, не будем сами никого гнать, и да поможет нам Господь по молитвам верного чада своего отца Александра Меня. Amen.