Губернатор Сергей Морозов в начале нового учебного года наградил заслуженных педагогов области почетными грамотами и благодарственными письмами. За церемонией наблюдал корреспондент «НГ».
Переезды не страшны
Рушания Айнулина преподает в Ульяновском медицинском колледже имени Светланы Анурьевой с 1987 года. С того самого момента, как образовательное учреждение, в этом году получившее имя волонтерки, несмотря на смертельную болезнь продолжавшей помогать людям во время самого пика эпидемии, появилось на карте города. Рушания Фатыховна стояла у истоков колледжа, была одной из тех, кто осуществлял прием первых трехсот учащихся и разрабатывал образовательные программы. Правда, за 33 года образовательное заведение несколько раз меняло место размещения.
- В девяностые неоднократно переезжали из одного помещения в другое, и каждый раз приходилось почти все начинать с начала - заново выстраивать весь учебный процесс. Конечно, было сложно. С 2012 года мы работаем в здании бывшего профтехучилища на проспекте Туполева. Помещение досталось нам в неприглядном виде, и его долго приходилось приводить в порядок, - вспоминает Рушания Айнулина.
Поэтому трудностями преподавательницу не испугать, и к работе в дистанте она смогла привыкнуть. Как и найти в нем свои плюсы и минусы.
- Наверное, самым главным плюсом можно назвать то, что мы сами научились и научили в короткие сроки работать на платформе «Зум». Это позволит нам в дальнейшем использовать ее возможности для обучения студентов, - говорит Рушания Фатыховна.
Но все же, как считает преподаватель, ничего не может заменить личного общения с учащимися. Во-первых, оно позволяет успеть спросить всех на уроке. Во-вторых, не надо тратить время на подключение, а, значит, все начинается и заканчивается вовремя.
- Иногда достаточно пяти минут после урока, чтобы, когда кто-нибудь из учеников подходит, помочь в освоении материала. Достаточно просто направить его на нужный путь, объяснить на нескольких примерах, и он все поймет. В онлайн-режиме, когда приходится работать со всеми учащимися одновременно, это сделать проблематично, - считает Рушания Айнулина.
Есть и еще одна причина. Рушания Фатыховна преподает биологию и психологию. Поэтому психологический портрет своих учеников она хорошо знает. И часто ученики после занятий обращаются за советом и помощью в проблемах личной жизни. Для пятнадцатилетних подростков это очень важно, и к преподавательнице они относятся, как к старшему и мудрому товарищу.
- За годы преподавания я выпустила уже несколько тысяч человек. И поэтому, когда я прихожу в больницы или поликлиники, всегда вижу знакомые лица выпускников. Отрадно, что они помнят меня по имени и фамилии, - говорит преподаватель медицинского колледжа.
Гимназисты выяснили
В том, что живое общение ничто не заменит, уверена и учитель английского языка гимназии № 1 имени В.И. Ленина Светлана Ковалева. Светлана Николаевна четверть века уже работает в школе - это ее первое место работы, на которое она пришла сразу после окончания Ульяновского педагогического института. А среди ее выпускников есть те, кто работает в Московском госуниверситете, а есть и те, кто трудится в ИТ-компаниях в Америке.
А ведь когда-то Светлана Николаевна даже не думала, что ее жизнь будет связана с педагогикой. После школы (той же, где сейчас преподает) она собиралась поступать на юридический факультет. Но любовь к английскому языку и детям пересилила желание штудий правовых документов. И с тех пор никогда даже не думала сменить профессию.
Ученикам Светланы Ковалевой нравится составлять задания на компьютерах для аналога телевизионной передачи «Своя игра». На английском языке. Иногда в конце урока учитель и ученики меняются местами - школьники сами проводят занятие. Любят ученики, особенно младших классов, разыгрывать сценки на английском языке. Светлана Николаевна смеется, что они даже приносят реквизит, хотя это не запланировано. Так что без личного присутствия школьников на уроках - никуда.
- После того, как все вышли на учебу, мы с гимназистами решили оценить все плюсы и минусы дистанционного образования. И пришли к выводу, что оно идет на пользу, если есть определенный багаж знаний. А в средней и тем более младшей школе дистанционное обучение на пользу не идет, потому что иногда приходится индивидуально объяснять непонятый материал, - считает Светлана Николаевна. - Конечно, это немного обидно: общение - одна из важных частей школьной жизни. Но придется потерпеть - здоровье дороже.
Егор ТИТОВ