Posted by Alexander Myshkin
Реклама, как известно, двигатель торговли. Уж что-что, а торговать турки любили и умели всегда. Поэтому существование рекламы нашей любимой жевательной резинки не вызывает какого-то большого удивления. Жаль только, что рекламных материалов тех времен сохранилось совсем мало. Но я, Александр Мышкин, придерживаюсь девиза “Если не нашел, значит, плохо искал!”. И сегодня мы с вами посмотрим на те немногие рекламные артефакты Турбо 80-х и 90-х, что удалось отыскать. И не только отыскать, но и перевести! А в конце Вас ожидает нечто потрясающее! Читайте, смотрите, окунайтесь с нами в детство и вспоминайте тот самый несравнимый персиковый аромат Турбо…
Реклама появилась вместе с выходом самой первой серии Турбо, и с каждой новой серией ее разновидностей становилось все больше. Она в основном была ориентирована на рынок самой Турции и стран Восточной Европы. В бывшем СССР Турбо отлично продавались и безо всякой рекламы.
Турки, в отличие от нас, не воспринимали Турбо как что-то особенное. Ну новая жвачка, ну классный вкладыш с машиной, ну стоила примерно как и все остальные. Так и до этого были другие жвачки с вкладышами; тот же Kent с 1974 года выпускал TipiTip, и к 1985 году шла их уже 6-я серия. Да и дефицита автомобильных журналов в Турции не было.
Поэтому это для нас Турбо – не только взрывной вкус, но и настоящая автомобильная энциклопедия детства. А для турков Турбо – это просто одна из жвачек прошлого. Я попросил знакомых, живущих в Стамбуле, помочь с переводом ролика, и они искренне удивились нашему интересу к Турбо.
“А, Турбо… Да, была такая жвачка. Вкладыши? Да, машины там были… Нет, не осталось, не помним уже куда подевались…”
Видеореклама
Итак, начнем с единственного сохранившегося ролика ориентировочно 1986-1988 года. В нем, кстати, хорошо видны фирменные кепки с футболками и свитерами.
Содержание его весьма незатейливо, как и весь турецкий маркетинг тех времен. Дословный перевод звучит так:
“Начинается соревнование. У одного из его участников есть жвачка Турбо. Он вырывается вперед и побеждает. Турбо. Захватывающая большая жвачка”.
Карты Турбо
С первой серией связан и известный рекламный сувенир – игральные карты с изображениями вкладышей. По некоторым данным, их дарили работникам Kent Gida по случаю запуска нового бренда жвачки. А может, использовали как рекламу или сувениры – на коробке написано “не для продажи”. Сейчас уже вряд ли кто-то, кроме старых сотрудников Kent скажет точно. Но точно одно – такие карты еще бОльшая редкость, чем сами вкладыши первой серии. Некоторые фанаты сами делают себе такие по мотивам оригинала.
На самом деле это был не просто сувенир, но и игра со своими правилами. Вот что гласила упаковка:
ГОНКА ТУРБО
Для игры необходимо двое участников. Карты тасуются, раздаются игрокам поровну и кладутся изображением вниз. Первый игрок берет из своей стопки верхнюю карту, выбирает одну из характеристик, на которую будет играть (объем двигателя, мощность, максимальную скорость), и открывает ее. Второй игрок открывает свою верхнюю карту. Если этот параметр у карты другого игрока меньше, то обе карты достаются тому, у кого он больше, и игрок кладет обе выигранные карты в низ своей стопки. Затем ход делает второй игрок, и так далее. Если параметры на двух картах одинаковые, выигрывает тот игрок, чей был ход. Карта Супер Турбо сильнее любой обычной карты. Если у игрока остается только 3 карты, он может открыть их все и выбрать любую для игры. Выигрывает тот игрок, котрый забрал все карты, или тот игрок, у кого осталось больше карт, если игра была на время.
А мы резались в Турбо на переменах по-другому:)
Вроде бы существовал в начале 2000х и более новый вариант карт, но информации о нем еще меньше, есть только одно изображение. Продавались короткое время только в Турции.
Рекламные плакаты и призы
Удалось найти несколько рекламных плакатов в приемлемом качестве. И наиболее ценный из них, конечно, самый первый, из 1986 года. Его и переведем.
ИЗЫСКАННЫЙ ВКУС ТУРБО
СУПЕР ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА
Большой Турбо!
урбо с особым вкусом!
Турбо Картинки с автомобилями в Турбо!
РАЗДАЧА ПРИЗОВ!
Вы можете узнать о технических характеристиках самых последних моделей автомобилей в мире, просматривая фото на вкладышах. Если хотите, Вы можете прислать вкладыши по порядку с номера 1 по номер 50 по адресу “Подарочная кампания Кент Турбо Шишли-Стамбул”.
По почте Вам будут отправлены следующие призы:
Группа А Кепка Турбо; плакат Турбо на ткани (50х70 см)
Группа В Большой воздушный шар Турбо (диаметром 70 см); плакат “Черная молния Турбо” (50х70 см)
Группа С Футболка Турбо
Чтобы получить футболку, нужно собрать вкладыши так, чтобы получилась надпись “SUPER TURBO”, в дополнение к вкладышам от 1 до 50. Если Вы хотите получить футболку, в письме не забудьте указать Ваш размер.
ВНИМАНИЕ, ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
– Напишите Ваши имя, фамилию, возраст, пол и адрес полностью и разборчиво
– Укажите, какую группу подарков Вы хотите (А,В или С)
– Эта подарочная кампания заканчивается 31 сентября 1986 года
Вот, собственно, и раскрыта тайна букв на вкладышах, и стало понятно, почему их осталось так мало. А еще этот плакат примечателен тем, что турки и здесь не парились с проверкой перед печатью.
Дата 31 сентября Вас не смущает?:)
Осталось только понять, что за Черная молния в рекламе? А это, оказывается, сериал 1982 года “Рыцарь дорог” (он же Knight Rider, он же Kara Şimşek, о котором упоминается в рекламе). В Турции он шел под названием “Черная молния”, и был очень популярен. И мой следующий пост будет как раз о нем. А пока что кадр из фильма.
Увы, ни одного из призов для первой серии в Сети найти не удалось. Придется ехать искать на блошиные рынки Стамбула, когда закончится коронавирус:)
Остальные рекламы уже не так интересны, выложу их просто для примера.
Юбилейный журнал
Не уверен, что в Турции знали эту песню) Но именно она крутилась в моей голове, когда я нашел вот этот артефакт.
Нигде раньше не встречал информации об этом юбилейном издании 2016 года. Возможно, руководство Kent решило сделать сотрудникам маленький подарок на память о первой серии. А может, это самодеятельность фанатов Турбо. Я случайно его нашел на одном турецком интернет-аукционе. Возможно, когда-то удастся узнать подробности, и представить Вашему вниманию новый пост на эту тему.
На сладкое
Ну а теперь обещанный сюрприз. Я нашел для вас что-то очень-очень интересное и готовлю статью об этом. Ну а пока вот такой небольшой тизер:)
Кто эта красотка? Что у нее за чемоданчик? И при чем здесь Турбо?
Терпение, друзья, скоро все узнаете…