Близятся холода и буквально на следующей неделе вам стоит «переобуть» автомобиль в зимнюю резину. Сколько лет автомобильные издания пишут подобные статьи, и все равно каждый год тысячи автомобилистов оказываются не готовыми к первому гололеду. Не дайте застать себя врасплох.
Итак, нам стоит запомнить несколько простых правил перехода на зимнюю резину:
Не дожидайтесь первых морозов. Не затягивайте с заменой летних шин в страхе повредить шипы об асфальт (если у вас шипованная резина). Лишние пару недель, которые вы «проходите» на зимних шинах в октябре, практически не повлияют на износ ваших шин.
Асфальт уже достаточно холодный — пять или десять градусов по Цельсию (утро-день-вечер). При такой температуре большинство сортов зимней резины уже не «раскисают» и хорошо держат форму. По нормам, верхняя граница нормального использования зимних шин — это +10 градусов тепла. Кроме того, любые зимние шины при среднем октябрьском температурном диапазоне (от 5 до -10 градусов Цельсия) работают эффективнее, чем летние покрышки.
видео взято с сайта https://www.youtube.com/watch?v=9t2D31eewEg
Сменив резину чуть раньше первого гололеда, вы не попадете в километровую очередь на шиномонтаж. Хорошо, если у вас есть два комплекта колесных дисков: с летней и зимней резиной. Просто взял и перекинул колеса сам, без всяких очередей и доплат. Но что, если у вас до сих пор нет зимней резины, пусть даже и без второго комплекта колес?
Что, если вы еще не выбрали зимнюю резину?
Как показывает практика, даже опытные автомобилисты забывают нюансы отличий и принципы работы зимних шин. Давайте вспоминать. Начнем с базовых терминов.
Что такое ламели?
В ходе статьи этот термин будет упоминаться часто, его стоит знать. По определению, ламель — это пластинчатая структура. В нашем случае ламели шин — это канавки в блоках протектора резины. Узкие прорези в блоках позволяют повысить площадь контакта покрышки с дорогой, что улучшает сцепление шины с дорожным полотном.
Именно ламели позволяют колесу держаться на заснеженной или обледеневшей дороге. Шипы в данном случае играют вспомогательную роль. Дело в том, что ламели работают по принципу защемления (защипывания) неровностей дорожного полотна.
Летние шины тоже оснащены ламелями, но прорези не такие частые, а сами блоки гораздо жестче. В большей степени ламели летних шин предназначены для отвода воды из пятна контакта.
Что такое всесезонные шины?
Всесезонные шины представляют собой компромисс между летней и зимней резиной — жертвуем одними качествами, чтобы улучшить другие. В итоге получаем покрышки, уступающие по основным характеристикам как летним, так и зимним покрышкам.
«Всесезонки» — это нешипованные покрышки с относительно мягкой резиной, глубоким протектором и редкими глубокими блоками ламелей.
Такие шины являются компромиссом, созданным для автомобилей с низкой интенсивностью и скоростью езды. Подобные шины неплохо держат на сухом и влажном асфальте, хорошо едут по рыхлому снегу, но кое-как справляются со льдом и совершенно не подходят для быстрой езды.
Если у вас тихоходная машина, вы редко выезжаете на скоростные трассы и не используете машину для каждодневной езды по городу, такая резина вам может подойти. Усредненный портрет потребителя всесезонной резины — загородный житель, владелец маломощного и, зачастую, полноприводного автомобиля. Всесезонные шины не позволяют совершать резких маневров. В противном случае, вы улетите с дороги, вне зависимости от состояния дорожного полотна. Все движения надо делать очень плавно и аккуратно.
Липучка
Фрикционные шины, или как мы привыкли их называть, «липучка» — это классическая нешипованная зимняя покрышка с частой ламелизацией блоков протектора. Частота ламелей «липучки» значительно превышает нарезку всесезонной и тем более летней резины. Надо понимать, что ламели — это основной инструмент такого типа колес. Как мы уже говорили выше, ламели зимней резины хорошо впитывают воду, за счет чего на влажном покрытии возникает эффект «прилипания» к поверхности. Отсюда и название.
Несмотря на хорошие сцепные свойства «липучки» с асфальтом, на льду или спрессованном обледенелом снегу, такие шины значительно проигрывают шипованным. Нужно понимать, где и как вы планируете ездить. Если основные ежедневные перемещения лежат в ареале благоустроенных городских дорог — может быть, это ваш вариант. Трудности могут возникнуть при езде по обледенелым загородным трассам, при подъеме в укатанные заснеженные или обледеневшие склоны.
Стоит рассказать еще об одном моменте. Все зимние шины в целом и «липучка» в частности делятся по типу рисунка протектора на «европейскую» и «скандинавскую».
Европейский тип протектора
Этот тип резины сибиряки выбирают реже, поскольку он был разработан для стран с малоснежной и влажной зимой. Протектор европейского типа похож на противодождевую шину — имеет ярко выраженные диагональные канавки, предназначенные для отвода воды и грязи из пятна контакта. Но по льду на таких колесах ездить не стоит — держака ноль.
Если опознавать рисунок протектора сложно, есть более простой способ. На боковой поверхности «европейской» покрышки вы найдете маркировку «М+S» (грязь и снег).
Скандинавский тип протектора
Блоки протектора шин скандинавского типа имеют прямоугольную или близкую к прямоугольной форму. Состав резины скандинавских шин более прочный, чем у шин с европейским типом протектора. Но частота нарезки ламелей чаще.
Также блоки ламелей скандинавских шин имеют острые грани и расположены с небольшим ассиметричным смещением или стоят в шахматном порядке. Такая структура протектора позволяет проламывать верхний слой льда и великолепно проявляет себя на всех типах снежного покрытия.
Зачастую шины скандинавского типа шипуют. В природе встречаются и нешипоавные шины-скандинавы. А еще бывают скандинавские покрышки без шипов, но с пустыми пазами под шип, для самостоятельной ошиповки. Зачастую до Сибири такие покрышки не доезжают — нам такие шины не нужны.
Если говорить о маркировке, зимняя шина обозначается значком снежинки. Это наш вариант.