Найти тему
КИНОПОДБОР

Вестерн под «кислотой» - что это?

Оглавление

Кислотный вестерн – поджанр вестернов, появившихся в 1960-х и 1970-х годах. В нем сочетаются метафорические амбиции вестернов (например, фильмы «Шейн» и «Искатели»), излишества спагетти-вестернов и контркультура 1960-х годов, как точка зрения. Кислотные вестерны нарушают многие условности более ранних вестернов для того, чтобы «вызвать в воображении безумную версию разрушающей себя белой Америки в наиболее солипсистской жаждущей версии после потери собственных корней».

Происхождение термина

Термин «кислотный вестерн» был придуман кинокритиком Полин Кейл для обзора фильма Алехандро Ходровски «Крот», опубликованного в выпуске журнала «The New Yorker» за ноябрь 1971 года. Джонатан Розенбаум развил эту идею в своем обзоре фильма «Мертвец» Джима Джармуша, выпущенного в июне 1996 года, последующем интервью с Джармушем для «Cineaste», а позднее – в книге «Мертвец» в издательстве «BFI Modern Classics».

El Topo, 1970
El Topo, 1970

В книге Розенбаум осветил ряд аспектов фильма, полностью пересматривающего жанр Вестерна: от навязчивых шуток о роли табака от Нила Янга до игры Джонни Деппа и места фильма в жанре кислотного вестерна. В главе «На кислотном Западе» Розенбаум делает акцент не только на галлюциногенном темпе фильма и его воспроизведении «реальности», а также утверждает, что фильм унаследовал художественную и политическую восприимчивость, полученную от контркультуры 1960-х. Именно она стремилась раскритиковать и заменить капитализм альтернативной моделью обмена.

В традиционных вестернах путешествия рассматривается, как путь к освобождению и улучшению, но в кислотном вестерне – наоборот, путешествие ведет к смерти. Общество становится кошмарным.

История жанра

Розенбаум использовал термин «кислотный вестерн» для описания «дорогой для каждого контркультурной мечты» из 1960-х и 1970-х, «связанной с такими персонажами, как Монте Хеллман, Деннис Хоппер, Джим МакБрайд, Руди Урлитцер, а так же – фильмами типа «Дворец Грисера». Алекс Кокс сделал что-то похожее в 1980-х, в фильме «Уокер»».

Голливудский режиссер фильмов в жанре вестерна Уильям Уэллман может считаться первым влиятельным лицом в жанре. Фильмы «Случай в Окс-Боу» (1943) и «Желтое небо» (1948) включают в себя персонажей, вынужденных выйти за пределы общества и начать противостояние с ним. В частности, «Желтое небо» содержит множество элементов, которые двумя десятилетиями позднее позаимствовал Монте Хеллман.

The Shooting, 1966
The Shooting, 1966

Первым кислотным вестерном можно посчитать культовый фильм Монте Хеллмана «Перестрелка» (1966). В фильме снялись Уилл Хатчинс, Уоррен Уотс и молодой Джек Николсон, а сами съемки анонимно финансировались Роджером Корманом. Фильм смещает типичные преобладающие черты вестерна для передачи ощущения ужаса и неопределенности, характерных для контркультуры 1960-х годов. Вскоре Хеллман снял продолжение «Побег в никуда» (1966).

Ride in the Whirlwind, 1966
Ride in the Whirlwind, 1966

Сценарист Рудольф Урлитцер считается «тем, кто больше всего ответственен за исследование этого жанров, практически создав его в конце 1960-х, а затем – взрастив его в сценариях для других режиссеров». Примеры таких фильмов – «Глен и Рэнда» Джима МакБрайда, «Двухполосное шоссе» Монте Хеллмана, «Уокер» Алекса Кокса, «Пэт Гарретт и Билли Кид» Сэма Пекинпа. Урлитцер работал над сценарием фильма «Gone Beaver», который Розенбаум описывал как «провидческий» для Джима МакБрайда. Это был крайне амбициозным высокобюджетным вестерном о первых американских трапперах и индейцах, для которых, фактически, придумали язык «trapper talk». Фильм был отменен за день до выхода. Неопубликованный сценарий Урлитцера «Zebulon» стал источником вдохновения для Джармуша при съемках «Мертвеца». Сам Урлитцер позднее переделал сценарий в роман «The Drop Edge of Yonder».

Dead Man, 1995
Dead Man, 1995

Розенбаум назвал «Мертвеца» «давно отложенным завершением» поджанра, «создавшим пугающий, дикий образ пограничной поэзии для подтверждения своей галлюциногенной сути». Вышедшая в 2004 году работа Жана Кунена «Блуберри» упоминалась, как пример жанра.

Избранная фильмография

  1. «Перестрелка» (1966)
  2. «Побег в никуда» (1966)
  3. «Крот» (1970)
  4. «Дворец Грисера» (1972)
  5. «Пэт Гаррет и Билли Кид» (1973)
  6. «Уокер» (1987)
  7. «Мертвец» (1995)
  8. «Блуберри» (2004)
  9. «День незнакомца» (2020)

Будем рады Вашим лайкам и комментариям! Подписывайтесь на канал «КИНОПОДБОР», чтобы не пропустить новые подборки фильмов.