Найти в Дзене
Записки актёра

Человек с огромной душой. О Борисе Клюеве

Здравствуйте! 1 сентября случилась огромная потеря для русского театра и кино. Ушёл Борис Клюев - верный служитель искусства, приверженец великой актёрской школы и традиций настоящего театра. Я хочу рассказать вам о Борисе Клюеве, как о человеке. О его большой душе и о том, почему его так любят его ученики. Приятного чтения! Я учился в театральном институте имени М.С.Щепкина, где преподавал Борис Владимирович. Наша «Щепка» - очень камерный, маленький институт с одним единственным актерским факультетом, где все тесно друг друга знают. Все педагоги и мастера курсов знают почти всех студентов, потому как ходят на экзамены и спектакли. А когда внезапно ушёл мой мастер - Николай Афонин, Борис Клюев пришёл к нам на курс. Я никогда не забуду как он посмотрел наш спектакль «В день свадьбы» В. розова, посадил нас всех на сцену и долго обсуждал его с нами. Делал замечания, рассказывал истории из своей актёрской жизни, а главное - он мгновенно включался в каждую роль, которую обсуждал и играл её
Оглавление

Здравствуйте! 1 сентября случилась огромная потеря для русского театра и кино. Ушёл Борис Клюев - верный служитель искусства, приверженец великой актёрской школы и традиций настоящего театра. Я хочу рассказать вам о Борисе Клюеве, как о человеке. О его большой душе и о том, почему его так любят его ученики. Приятного чтения!

Борис Клюев
Борис Клюев

Я учился в театральном институте имени М.С.Щепкина, где преподавал Борис Владимирович. Наша «Щепка» - очень камерный, маленький институт с одним единственным актерским факультетом, где все тесно друг друга знают. Все педагоги и мастера курсов знают почти всех студентов, потому как ходят на экзамены и спектакли. А когда внезапно ушёл мой мастер - Николай Афонин, Борис Клюев пришёл к нам на курс. Я никогда не забуду как он посмотрел наш спектакль «В день свадьбы» В. розова, посадил нас всех на сцену и долго обсуждал его с нами. Делал замечания, рассказывал истории из своей актёрской жизни, а главное - он мгновенно включался в каждую роль, которую обсуждал и играл её с ходу.

Он обладал огромной душой, неподражаемым чувством юмора и очень любил своих студентов. Борис Владимирович учил нас сохранять традиции русского театра, он был против мата и обнажёнки на сцене. В одном из интервью Клюев говорил: «Самоцензура позволяют уберечь современный театр и кино от мата и обнаженки, которая сегодня, к сожалению, присутствует. У человека много физиологических процессов, но не все же вытаскивать на сцену. Много лет прошло с тех пор, как все разрешили, но новых Товстоноговых и Эфроса нет, мало выдающихся актеров» Он учил нас самоцензуре и это сильно повлияло на моё восприятие актерской профессии. Я хочу рассказать вам две истории о Клюеве - человеке. Как актёра его знали все, а вот каким он был прекрасным и отзывчивым человеком - не многие.

В роли графа Рошфора, кадр из фильма
В роли графа Рошфора, кадр из фильма

Борис Клюев один из немногих педагогов всех театральных вузов столицы, который настолько радел за своих студентов. Он постоянно устраивал нас в кино, на озвучку и подкидывал различную работу. Приглашал режиссеров на наши спектакли и устраивал показы в лучшие в театры Москвы и Питера. Он говорил, что ему самому очень тепло на душе, когда его ученики попадают в театры и кино и он не понимает как некоторые педагоги выпускают курс в никуда и спокойно преподают другим, когда большая часть выпускников работают в такси и официантами. Но он мог и помочь в жизненных вопросах.

Не возвращай

Мой друг, который учился на курс старше, сильно повредил спину. Ему нужна была дорогостоящая операция и он уже отчаялся. Таких денег у него не было и взять негде. Мой друг не из тех, кто будет всех посвящать в свои дела, поэтому он продолжал ходить на занятия, превозмогая боль. Клюев каким-то образом узнал про спину своего студента, подозвал Пашу (так зовут моего друга) и без лишних расспросов сказал: «Сколько стоит операция?» Паша ответил, а Борис Владимирович просто привёз деньги га следующий день. Паше было жутко стыдно и неловко брать у педагога, он начал обещать, что вернёт, но Клюев лишь улыбнулся и ответил, что ничего возвращать не надо. Он сказал: «Если бы все студенты, которым я помог, вернули мне деньги, я бы купил себе самолёт» Борис Владимирович чувствовал своих учеников и всегда, каким-то образом, знал кому действительно нужна помощь.

Я и мой однокурсник с Борисом Клюевым в «Щепке»
Я и мой однокурсник с Борисом Клюевым в «Щепке»

Не солдат

Ещё мне запомнилась история с другим студентом - Васей. Рано утром к нам в общежитие нагрянули из военкомата и забрали Васю прям из кровати. Это было незаконно, потому как у Васи была отсрочка, но наш военкомат часто «грешил» подобным. Васю увезли куда-то и никто не знал куда. Дозвонится не получалось и мы уже подумали, что всё. Кто-то предложил позвонить Клюеву и мы рассказали Борису Владимировичу о произошедшем. Клюев был в ярости и уже к обеду Васю привезли прям к институту и принесли ему кучу извинений. Мы не знаем как, но Клюев решил вопрос и больше к нам в общежитие не наведывались из военкомата, да ещё и в самом военкомате ко всем щепкинцам стали относится с каким-то трепетом.

Последний раз я общался с Борисом Владимировичем год назад первого сентября. Мы всегда приходим в этот день в «Щепку», смотрим капустники первокурсников, приносим педагогам цветы, общаемся с ними, а потом просто сидим во дворике у памятника М.Щепкину и вспоминаем годы учёбы. Без Бориса Клюева наш институт как-будто осиротел. Мне не верится, что его нет! Я до сих пор чувствую, что придя в «Щепку» я встречу доброго и весёлого Клюева, который пошутит про развал российского кино и даст совет по любой роли. Чувствую, что могу в любой момент позвонить ему и услышать знакомый голос. Спасибо вам за всё, Борис Владимирович! Спите спокойно.

Четыре года назад брал интервью у Клюева, если интересно, посмотрите.

Желаю вам всего доброго, мои дорогие читатели, и удачи!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!