Найти тему
Владимир Пискурев

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБОБЩЕНИЕ, НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО РИСУНКА АЛЕКСАНДРА ДЕЙНЕКИ.

Определить границу, за которой, простой набросок, превращается в самостоятельное произведение - не просто. Тем более, что этот вопрос, всегда, так или иначе, затрагивает вкусовые пристрастия зрителя.

И, тем не менее, существует возможный критерий, который позволяет сказать, что набросок, переходит границу пространства, ограниченного подготовительными задачами, и являет собой вполне самостоятельное и самоценное художественное произведение.

Речь пойдёт о художественном обобщении, о том признаке, который всегда отделяет подготовительную работу – поиск, от законченного произведения, хотя быть может и не является доминантным критерием, определяющим художественные качества.

Естественно возникает вопрос: А что, в изображении на плоскости, считать самостоятельным и законченным, и как в этом участвует художественное обобщение?

Тем более, когда речь идёт о рисунке, выполненном с натуры, находясь под определённым впечатлением и, как правило «быстрой рукой».

Ответ на этот вопрос, я попытался найти в размышлении над рисунком Александра Дейнеки, хранящемся в коллекции Курской картинной галереи.

Он принадлежит к фронтовым зарисовкам, выполненным в 41-42 годах, и обозначен, как «Кресты».

Всматриваясь в этот рисунок, понимаю, что это не сама война, а скорее её приглушённые следы, выраженные тремя могильными крестами, помещёнными в тишину и покой зимнего дня. Безмолвие места, присутствие в нём могил, окружённых высокими деревьями, дополняющими вертикаль надмогильных крестов, создают образ вполне законченного пейзажа, не претендующего на какое-то дальнейшее продолжение. Мною, лично, он воспринимается именно так.

Фронтовых набросков Дейнеки в галерее немало, но этот, на мой взгляд, привлекает к себе, чем-то, уж очень, особенным.

Пытаюсь разобраться - чем? И первое, что понимаю - это удовольствие, которое получаю каждый раз, рассматривая его. Да - субъективный фактор.

Но, можно ли отнести субъективную эмоцию к критерию, определяющему явление? К критерию – однозначно нет, а к некой, начальной точке отсчёта, наверное, можно. Ведь любое произведение изобразительного искусства, предназначено глазам смотрящего человека. Он смотрит и оценивает. И дальше, вступают в действие мысли, эмоции, ощущения, впечатления - целый комплекс восприятий из которых складывается отношение к произведению. Ведь многие произведения стали великими и известными, прежде всего потому, что их УВИДЕЛИ великими, обозначили великими и посчитали великими. Они и по сей день таковые.

Я пытаюсь понять, почему рисунок Дейнеки «Кресты» производит на меня сильное эмоциональное впечатление, почему так происходит, из чего оно складывается и почему мне кажется, что обычный набросок, в моих глазах, превращается в произведение высокого художественного качества?

По моим субъективным ощущениям, в нём присутствует законченная художественная мысль, которая вытекает из его изобразительной системы. Для меня, это не намёк на что-то, не закрепление натуры на память - это обстоятельный разговор с признаками драматургии. В чём это проявляется?

Прежде всего, в том, что в этой изобразительной конструкции, Дейнеке удалось найти очень точное художественное соотношение всех компонентов, придать им смысл, идею, найти им определённую гармонию, позволяющую зрителю не - просто увидеть изображение, но почувствовать характер изображённого места, его особое состояние, его ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ смысл.

Мне справедливо могут заметить, что всё это бездоказательно, так как это всего лишь субъективный взгляд, и он ничего не доказывает. Я с этим согласен.

Но всё же, всё же…???