Слушая новый альбом группы Deep Purple, и при этом абсолютно не удивляясь тому, что он вообще был записан (ниже я объясню, почему), я невольно столкнулся со следующим откровением: единственным оригинальным участником группы, который до сих пор играет в группе оказывается ударник Иэн Пейс (и то он присутствовал отнюдь не на всех работах коллектива). Дааа - что Роджер Гловер, что Иан Гиллан - все они пришли в Deep Purple лишь в 1969 году, что фактически означает, что современный состав группы является на самом деле чем-то абсолютно отличным от того, что было раньше и с чего музыканты начинали. На такие мысли меня навело присутствие на "Whoosh!" инструментала "And The Address", который является римейком соответствующего трека с дебютного альбома коллектива - "Shades Of Deep Purple". И хотя многие (а особенно фанаты Deep Purple) пожмут плечами и скажут: "Ну, как бы это очевидно - в группе постоянно менялся состав, так что нет ничего неординарного в том, что в итоге в ней остался один лишь ударник из исходного альбомного состава". И да, я вас прекрасно понимаю - я и сам неплохо осведомлён обо всех перипетиях состава... но просто когда имеешь дело с такой нетленной музыкальной величиной как Deep Purple, то почему-то хочется представлять их себе чем-то единым и нерушимым, своеобразным монолитом тяжёлой гитарной музыки, незыблемым и неуязвимым. Но потом до тебя доходит, что на дворе уже 2020 год, а от группы как таковой остались только рожки да ножки...
Но хватит драматизировать! По крайней мере, современный Deep Purple хотя бы относительно приближен к золотому составу группы - а это дорогого стоит! Сам факт того, что они новый альбом выпустили уже достоин уважения. И вот тут я должен поднять одну тему, которая, скажем так, немного меня возмутила. Не раз и не два я читал в интернете комментарии примерно такого содержания: "Куда эти старики лезут?! Давно пора на пенсию!!", "Пф! Не буду я старпёров слушать!!", "Да они небось в креслах-каталках альбом записывали!" и так далее, и тому подобное. Я же могу отреагировать на подобные замечания лишь полным недоумением, ибо на всю эту чушь есть только один ответ: "А почему нет?". Да, участникам Deep Purple уже за семьдесят, но это отнюдь не означает, что им нужно сложить оружие и отправиться по домам престарелых - если у них в головах есть новые идеи, а инструменты сами просятся в руки, то почему бы и нет? Я более чем уверен, что они люди обеспеченные и не зависят от выпуска новых полноформатных альбомов, так что "Whoosh!" определённо не является продуктом финансового расчёта, а плодом любви и страсти к року. Заработать себе на новый винтажный пинболл-автомат можно и концертами - объявить о том, что они будут играть "In Rock" и "Machine Head" в их целостности, и всё - миллионы зрителей обеспечены. Так нет, Deep Purple заморочились и записали двенадцать новых песен, ибо им просто хотелось. Кто вообще такие эти комментаторы, кто считает, что им не нужно было этого делать? А если им не хочется слушать людей в возрасте за инструментами и микрофонной стойкой, то вон - наслаждайтесь Greta Van Fleet. Только не жалуйтесь потом, когда поймёте, что этот сомнительный коллектив является лишь бледной копией худших альбомов тех же самых Deep Purple. Я же лучше ещё раз дедков послушаю.
К тому же: я бы мог хоть как-то понять все вышеописанные комментарии, если бы речь шла о прошлой записи группы, о то есть об "Infinite" - вот это действительно был тоскливый и вымученный альбом, от которого сон накатывался на глаза, а рот кривился в попытке изобразить хотя бы некое подобие улыбки. До сих пор я могу с уверенностью утверждать, что на всём альбоме есть лишь одна запоминающаяся песня - "Hip Boots" - и то сказано это мною с натяжкой. Но "Whoosh!"... эта запись завладевает вашим вниманием с самого первого трека и умудряется удерживать его практически на каждой песне. Конечно, не всё идеально в королевстве классического рока, но, опять же, немного бессмысленно требовать от Deep Purple повторения "Machine Head" или хотя бы "Perfect Strangers".
Немного удивило то, что музыканты внезапно практически полностью отказались от своего прогрессивного звучания, которое было очень удачно имплементировано на "Now What?!" и гораздо менее удачно - на "Infinite". Признаться честно, я видел в этом жанровом векторе целую кипу потенциала (особенно если учесть, что ранние альбомы группы делали очень большой перекос в экспериментальное звучание), но Deep Purple на этот раз решили, что они просто хотят сыграть рок-без-прикрас, а потому "Whoosh!" звучит гораздо прямолинейнее и проще. Относительно короткие песни, отсутствие развёрнутых инструментальных аранжировок, сравнительно простые мелодии, - всё это можно было бы счесть за критику, если бы группе не удалось достичь таких непредсказуемо эффективных результатов. Альбом звучит ярко, энергично, бодро, динамично, весело - временами даже начинает казаться, что перед нами не основанная в шестидесятых классическая команда, а что-то новое, им подражающее. При этом "Whoosh!" звучит так, будто музыканты намерено игнорировали все музыкальные веяния 2020 года, и, опять же, в данном случае это комплимент - альбом звучит как своеобразное посвящение тем славным годам, когда Deep Purple гремели на весь мир, а "Highway Star" буквально взрывалоамозги молодёжи. Да, конечно, по сравнению с теми временами "Whoosh!" звучит немного устало и может быть даже легко, но опять же... это понятно почему. Однако я готов с уверенностью утверждать, что если бы эта запись вышла в семидесятые годы, вместо какого-нибудь "Who Do We Think We Are", то она бы имела огромный успех и имела бы все шансы на звание классики рока. Такие роскошности как "Throw My Bones" и "We're All The Same In The Dark" можно смело назвать образцами подражания для всех современных рок-групп, которые пытаются подражать звучанию семидесятых.
При этом кое-какие прогрессивные элементы Deep Purple всё же сохранили: "Nothing At All" имеет определённые нео-классические корни, а местное соло на клавишных вполне могло бы органично вписаться в их альбомы 1968-1969 годов; "The Power Of The Moon" может похвастаться сложной мелодией и плотным прогрессивным звучанием; "Remission Possible" впечатляет своими многослойными аранжировками и действительно эпичной атмосферой.
Конечно, на альбоме также много блюза и песен с блюзовой составляющей, но как раз эти треки оказываются наименее заметными: "The Long Way Round" и "Step By Step" кажутся би-сайдами, которые лишь случайно забрели на полноформатный альбом.
Ну и, конечно, завершает альбом уже упомянутая мною "And The Address" - и лично меня это почему-то расстраивает. Есть у меня предположение, что ремейк этой песни достаточно точно указывает на то, что ""Whoosh!" окажется последним альбомом в дискографии Deep Purple. Подумайте сами - именно с этого трека они начали свой первый альбом, и именно им они закроют свой последний - органично и логично: начало - оно же и конец. Грустно, товарищи. Deep Purple - это не просто группа - это эпоха. Но можно утешить себя тем, что даже если старая эпоха заканчивается, то новая имеет все шансы принести нам ещё больше хорошей музыки, которая останется с нами навсегда. А если "Whoosh!" и правда окажется последним альбомом Deep Purple, то это будет чертовски хорошим завершением их карьеры. И это не может не радовать.