Найти в Дзене
ActivityEdu

STEAM-образование в школе: на вопросы отвечает эксперт Юрий Вирич

#Специальный_проект_«Спросите_эксперта»

Понятие STEAM (science – наука, technology – технология, engineering – инжиниринг, arts and math – искусство и математика) подразумевает как получение научных знаний, так и способность применять их на практике. Но можно ли этого добиться в рамках школьного обучения? Как научить детей работать, подобно взрослым, применяя сразу несколько предметных областей для поиска решения? И самое главное, как организовать занятия, чтобы они действительно служили популяризации инженерно-технологических профессий, повышали осведомленность о вариантах карьеры в этой области и давали возможность подтянуть знания по школьным предметам?На вопросы  читателей портала ActivityEdu ответил  маркетинг-менеджер LEGO Education Россия, эксперт Юрий Вирич.Могу ли я повлиять на организацию чемпионата в нашей школе, будучи мамой пятиклассника? Учителя не горят желанием в это ввязываться...@ОльгаЮрий Вирич: Конечно же, можете. Если в вашей школе есть такая структура как родительский совет, на одном из его заседаний можно поднять вопрос об организации чемпионата.Важный аргумент в вашу пользу – тот факт, что сейчас перед директорами российских образовательных организаций стоит прямая задача организации кружков, развивающих компетенции в рамках НТИ – Национальной технологической инициативы. Организация чемпионата по робототехнике, к которому нужно готовиться, вполне вписывается в понятие дополнительного образования. А следовательно, это может быть важно для администрации школы.Кроме того, вы можете пригласить педагогов, которым, скорее всего, придется заниматься организацией соревнований в школе (речь, в первую очередь, об учителях информатики или технологии) на «Дни программирования LEGO Education».Ближайшая конференция пройдет онлайн 19-20 октября 2020 года под эгидой Московского международного салона образования. Отдельный трек конференции как раз будет посвящен организации дополнительного образования с использованием STEAM и робототехнического оборудования. Уверен, мы сможем вдохновить учителей вашей школы!Какие качества и навыки нужны учителю при STEM-подходе? Требуется переобучать педагогов?@ОльгаЮрий Вирич: Самое важное качество – готовность учиться. Как ни странно, многие педагоги предпочитают работать по старым методикам, используя давно наработанный и устоявшийся багаж знаний и умений. Если мы говорим о STEAM-подходе, то сам по себе он не требует каких-то специфических компетенций. Педагогу не следует воспринимать его в штыки изначально, наоборот, он должен подойти к новому инструменту открыто, чтобы в полной мере понять его суть, преимущества и недостатки.К чему нужно быть готовым? К тому, что STEAM подразумевает изменения ролей обучающегося и педагога. Учитель становится фасилитатором, который стремится к определенной цели, мотивируя детей и контролируя процесс. Но дети получают намного больше свободы (включая свободу передвижения по классу), чем в рамках классического урока. Будьте готовы к тому, что ученики начнут общаться, подсказывать друг другу, подсматривать решения. Тьютерство на уровне «ребенок-ребенок» это прямое следствие правильно настроенного STEAM-урока.Ну и, конечно же, нужно привыкнуть, что речь не идет о классических оценках. При STEAM важно оценивать индивидуальный прогресс обучающегося, а не соответствие какому-то нужному уровню знаний.Тем не менее, всегда можно пройти определенные курсы, которые помогут включить STEAM в вашу практику. Для помощи педагогам LEGO Education разработало ряд курсов повышения квалификации, направленных на знакомство со STEAM-педагогикой учителей информатики и технологии основной школы. Программы уже внедрены в курсы Казанского федерального университета и Московского педагогического государственного университета.Как педагогу научиться STEAM? Посоветуйте онлайн-ресурсы, вебинары или курсы, действительно помогающие разобраться в вопросе. Желательно, чтобы была поддержка после обучения, возможность консультироваться, черпать идеи.@newHorizonsЮрий Вирич: Если говорить о программах, разработанных при поддержке LEGO Education, то существуют несколько вариантов.Есть заочные дистанционные курсы, которые мы создали в содружестве с онлайн-школой Фоксфорд. В настоящий момент подготовлены курсы для специалистов начальной школы, а также для педагогов по информатике и технологии основной школы (кстати, скоро начнется запись на второй курс). Все они подразумевают использование определенных наборов LEGO Education, хотя, конечно же, можно прослушать курс и не располагая наборами, которые в данном случае выступают в качестве инструмента.В настоящий момент уже составлен третий курс, который расскажет, как использовать STEAM-технологии при преподавании информатики в старших классах, используя язык программирования Python.Другой вариант – заказать один из тренинг Академии LEGO Education. Очные тренинги Академии (их можно провести и в формате веб-конференции) расскажут об интеграции методов STEAM-обучения в вашу образовательную организацию с помощью решений LEGO Education. Тренинги Академии проводятся сертифицированными тренерами и учитывают индивидуальные цели и задачи педагога или школы.Вопрос чисто теоретический. На ваш взгляд, возможно ли полностью перейти от классно-урочной системы в формат STEAM-обучения? Что для этого нужно? Как решать вопросы фундаментальных знаний, последовательности и систематичности?@ Анна ПавловаЮрий Вирич: Хочется верить, что это рано или поздно произойдет. Более того, существуют экспериментальные образовательные организации, в которых учебный процесс полностью лишен классической предметной системы, а уроки проходят в форме реализации проектов с использованием знаний и умений из различных областей. Конечно же, есть определенные исключения: например, музыка. Но это скорее дополнительные кружки. Примером такого подхода может служить Международная школа Биллунда.Она интересна не только уходом от урочной системы в проектную деятельность, но и внедрением другой передовой образовательной методики – игропрактики.Многие боятся, что фундаментальные знания в этом случае окажутся под ударом. Мой личный опыт показывает, что это не так. Конечно, не у дел окажутся знания, которые абсолютно неприменимы детьми в данном возрасте, например, знание даты написания «Войны и мира». Но мотивация сделать проект крутым и непохожим на остальные заставит детей задавать десятки вопросов педагогам по различным предметным областям.Я наблюдал это и в рамках внедрения STEAM в уроки информатики, после которых дети засыпают вопросами физиков, технологов и учителей английского. И на самих уроках английского, когда возможность смоделировать ситуацию с помощью кубиков LEGO порождает десятки вопросов, например: «А как будет это слово по-английски, а это?», «Акак нам это записать?» и т.д.Как же быть с другими, как нам или составителям ЕГЭ кажется, важными знаниями? Никак. Прелесть STEAM в том, что эта методика формирует межпредметные компетенции, важнейшими из которых являются уверенность в собственных силах и желание учиться. Если ребенку что-то понадобится в будущем, с помощью STEAM он всегда будет готов найти нужный ответ.Если мы расширяем понятие STEM до STEAM, включая в него Art (искусство), то возникает вопрос − как педагог, преподающий, к примеру, МХК или историю, может вести проект учеников, если он не разбирается ни в инженерном деле, ни в математике? Или же Art – это второстепенная составляющая в STEAM? Есть ли какие-то интересные примеры STEAM-обучения в российских школах, где в проектах основным элементом выступало бы именно искусство? Желательно для 5-9 классов.@ ДанаЮрий Вирич: Посмотрите на это с другой стороны: а как ввести учителю по информатике МХК в свои проекты? На самом деле тут нет сложностей. Важно создать образовательное пространство, которое будет мотивировать учеников самостоятельно находить ответы на вопросы, даже если педагог не сможет что-то подсказать.Работая над проектом умной теплицы, ученики пойдут за советом к биологу, ведь учитель информатики, на уроке которого создается проект, может и не знать особенность гидропонного выращивания растений в условиях средней полосы России. А могут быть проекты и по созданию музыкальных инструментов. Думаю, понятно, к кому ребята пойдут за советом в этом случае.Кстати, любой робототехнический проект включает в себе важную художественную составляющую – дизайн. И за советом по этому вопросу ребята вполне могут обратиться к учителю МХК.Отвечая на ваш вопрос о конкретных примерах, наверное, можно назвать целую плеяду проектов, связанных с созданием роботов-художников. В них, конечно, очень много математики. Но и изобразительного искусства хватает. При этом если использовать нашу новейшую платформу SPIKE Prime, снабженную не только готовыми проектами, но и простыми инструкциями и дистанционными курсами, вы сможете начать проводить STEAM-уроки с использованием передовых компьютерных технологий. Уверенно и без проблем.Возможно ли организовать STEAM-обучение абсолютно во всех российских школах? Что для этого нужно?@Mary_SЮрий Вирич: Для этого нужно, прежде всего, много педагогов и профессионалов, готовых к применению новых методик. LEGO Education постоянно работает над популяризацией STEAM-образования. В том числе создавая образовательные курсы в содружестве с ведущими педагогическим вузами и Институтами развития образования страны.Сейчас при попытке внедрения STEAM в школе основная работа ложится на плечи математика. Не знаю, как у коллег, но у нас именно так. Математика, конечно, царица наук, но нагрузку еще никто не отменял. Что вы посоветуете для исправления этой ситуации?@ Дмитрий, ОмскЮрий Вирич: Вы правы, в каких-то школах STEAM продвигают учителя информатики, в других – физики и технологии. У кого-то – математики. Смею предположить, что тут дело не в специализации, а в том, что педагогу доверяют и понимают, что его знаний, умений, квалификации и кругозора будет достаточно, чтобы внедрить современные методики STEAM в конкретной образовательной организации.Можно начать реализовывать интеграцию в уроки. В этом случае нужно аккуратно выбрать темы, которые идеально подходят под ваши уроки. Также вы сможете спрогнозировать, что с помощью имеющегося оборудования можно эффективнее и интереснее раскрыть темы. Сначала несколько уроков или тем, потом увеличивать их количество при необходимости и желании. Чтобы интеграция в уроки не стала чрезмерной нагрузкой для педагога, можно привлекать студентов-практикантов, инициативных старшеклассников или собрать группу школьников из всех ваших классов, которые будут помогать на уроках. А чтобы родители, дети, коллеги в большей мере поняли значимость того, что вы делаете, приглашайте на уроки и занятия средства массовой информации (можно и школьные).Например, учитель информатики гимназии № 24 города Архангельска Д. Г. Копосов пересмотрел общие вопросы организации труда вне урока и на уроке. На протяжении пяти лет общая нагрузка у него более 60 часов в неделю. Как показывает практика, оптимизация своего времени позволила ему заниматься интересными проектами, в том числе и развитием STEAM в школе.Как использовать STEM в целях профориентации школьников?@ Kristina TЮрий Вирич: Под профориентацией мы подразумеваем знакомство школьников с различными профессиями и технологиями, реально применяющимися на производствах или в бизнесе. Но ровно это же и делают STEAM или STEM-проекты в старших классах.STEAM-подход подразумевает командную работу, в рамках которой каждый член команды занимается определенной частью проекта. Таким образом, ребята делят роли-профессии, например, программиста, дизайнера, менеджера проекта, тестировщика, маркетинг-менеджера (ведь для проекта нужно и презентацию подготовить, и потребительский анализ провести), инженера-проектировщика. Наблюдая за детьми, вы сможете обсудить с ними ход проекта и расспросить, почему они выбрали тут или иную роль или профессию. По сути, вы проведете с ними первую профориентационную беседу в их жизни.Что касается демонстрации технологий, то хороший STEAM-проект позволяет эффективно моделировать различные технологии. Новые курсы для образовательной платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3, к примеру, позволят вам изучить основы программирования станков с ЧПУ или технологии (в том числе и программные), лежащие в основе адаптивного круиз-контроля, использующегося в автомобильных автопилотах.Расскажите о системе оценивания при применении STEAM. Как оценивать результаты работы над проектом, какие способы существуют? Как поступать в случае работы в группах и когда разные этапы проекта сделаны разными учениками? Насколько необходимо привлечение сторонних экспертов к оценке проектов? У нас самая обычная школа, не лицей и не СПО.@МихаилЮрий Вирич: Безусловно, в системе STEAM используется как формирующее оценивание (насколько дети имеют прогресс относительно самого себя на предыдущем уровне, преуспели в реализации каких-то задач, овладели каким-то способами действий), так и итоговое оценивание по параметрам проекта. В методике LEGO Education присутствуют оба вида оценивания. В любых материалах для учителя всегда есть оценочные листы и листы самооценки, которые позволяют педагогу увидеть как промежуточные, так и итоговые результаты работы. Также часто используются инженерные книги и портфолио проектов, чтобы проследить за прогрессом учеников.
Если мы берем проектную работу (например, в системе Maker от Education или, например, проекты с открытым решением для WeDo 2.0 или любые проекты для SPIKE Prime), то всегда в листах оценки указываются позиции для оценивания (в том числе командная работа, генерация идей и другие параметры как по формированию компетенций hard skills, так и Soft skills, то есть формирование межпредметных или надпредметных компетенций). В любом случае, всегда можно оценить как работу команды в целом, так и вклад каждого ученика.
Сторонние эксперты часто оценивают проекты. Если предусмотрена возможность оказания ими помощи в решении проблем, важных для детей, школы, социума, тогда и при проектировании, и при презентации проектов рекомендуется их пригласить. Также работа экспертов как консультантов и тех, кто оценивает проекты, обязательна на соревнованиях линейки FIRST® LEGO® League направлений Discover (4-6 лет), Explore (6-11 лет), Challenge (10-16 лет). Это необходимо всегда, независимо от типа образовательной организации, потому что важно делать не проекты ради проектов, а проекты, которые смогут сделать жизнь лучше, решить реальные проблемы людей, общества, нашей страны, планеты.
Возможно ли использовать STEAM для выявления одаренных детей? Есть ли какие-то методики?@bvnazgulЮрий Вирич: Идеальным инструментом для выявления одаренных детей, по моему мнению, являются робототехнические соревнования. При подготовке к ним пригодятся знания математики, физики, технологии, нужно иметь представление об архитектуре, инженерии, истории и еще о многих областях знаний и дисциплинах. Готовясь к соревнованиям, дети могут в полной мере проявить себя и свои способности. Во-первых, с наставником команды у ребенка, как правило, устанавливаются доверительные, открытые отношения. При грамотном распределении ролей в команде школьник чувствует себя комфортно и уверенно. Во-вторых, выходя за рамки 45-минутного урока, ученики и наставник больше времени проводят за работой над проектом. Есть время и для обсуждения, и для практической работы, и для доработки идей. В качестве примера могу привести международные робототехнические соревнования FIRST® LEGO® League, которые с 2012 года проводятся и в России. Те, кто побывал на таких соревнованиях, видели энтузиазм и увлеченность детей своими проектами! В такой творческой среде, когда тебя окружают единомышленники и друзья по школе, проще проявить себя, забыв о стеснении и зажимах. В таких обстоятельствах педагог, наблюдающий за ребятами-членами команды, сможет разглядеть способности каждого ребенка. У одного сильно развиты вербальные способности, ученик хорошо владеет навыками презентации, может красиво представить проект, в том числе и на иностранных языках, а другой – очень талантлив, будущий программист, но интроверт, который комфортно ощущает себя в команде, но не готов представлять проект широкой аудитории. В этом и ценность таких соревнований: каждый ребенок раскрывается и у каждого в команде своя роль.Что вы думаете о STEAM и STEAM-образовании в дошкольных учреждениях? Ведь когда оно вводилось в Европе, то планировалось для средней и старшей школы. У дошкольников, на мой взгляд, на первом месте должна быть игра.@ БорисЮрий Вирич: Да, абсолютно верно! Ребенок в дошкольном возрасте должен играть. Да и в школе, и во взрослой жизни. Открою небольшой секрет: вся современная образовательная робототехника появилась благодаря совместным разработкам LEGO и MIT (Массачусетский технологический институт), которые уходят корнями в конец 80-х прошлого века. Разработки в MIT велись в Лаборатории MediLab. До сих пор задачей специалистов MediaLab является интеграция дошкольного образовательного опыта во все уровни образования. Мы в LEGO Education считаем, что именно игра является лучшей образовательной средой, не важно о каком возрасте мы говорим.Поэтому между дошкольным образованием и STEAM нет никаких противоречий. Что такое игра? Это исследование, самостоятельное, значимое, веселое, совместное и увлекательное. Что такое STEAM? Это опять же совместная практическая деятельность, значимая и мотивирующая для ученика.Мы в LEGO Education разработали множество наборов для дошкольного образования, фокусирующихся на использовании STEAM-методик. Это прежде всего «Планета STEAM» и «Экспресс «Юный программист».Какие, на ваш взгляд, уже разработанные методики и практики способны облегчить работу по организации STEAM-обучения в образовательной организации для всех возрастных групп (включая дошкольников)? Не считаете ли вы, что в первую очередь подобное обучение легче проводить как дополнительное образование или в рамках проектной деятельности?@MarinaЮрий Вирич: Приведу в пример LEGO Education: компания подготовила множество курсов, и все они так или иначе используют принципы STEAM-обучения. Есть курсы и для дошкольного образования, и для начальной, и для основной школы. Кстати, если мы говорим про дошкольное образование, то, конечно же, предложенные нами идеи могут быть реализованы и с помощью обычных наборов LEGO, которыми оснащены очень многие детские сады России.Все уроки и проекты LEGO Education фокусируются на одной из предметных (или образовательных) областей: от информатики до развития социально-эмоциональных компетенций. Но к каждому из проектов применим STEAM-подход. Ведь для того, чтобы смоделировать ситуацию, которая позволит проработать социальное развитие, нужно использовать и творческий подход, и художественные компетенции. А чтобы смоделировать взаимоотношения хищника и жертвы, нужно не только уметь собирать и программировать роботов WeDo 2.0, но и разбираться в животном мире. И все это в рамках одного и того же урока или занятия.Что касается второй части вопроса: где применять. В урочной деятельности или в рамках дополнительного образования – вопрос открытый. И он целиком и полностью зависит от готовности педагога в конечном итоге повысить эффективность своих уроков. Да, вначале могут быть сложности, как и в любом новом деле. Однако результаты окупятся.При этом нет необходимости полностью перекраивать программу. Модульные уроки для SPIKE Prime, к примеру, без проблем интегрируются в уроки информатики для практического закрепления навыков программирования и использования таких концепций как циклы, массивы, переменные, регуляторы и прочее.В чем особенности STEAM−образования в условиях дистанта? Какие методы советуете применять?@OlgaЮрий Вирич: Ключевое отличие от классического STEAM в условиях дистанционного обучения, скорее всего, в отсутствии возможности физического контакта с оборудованием, а также индивидуализация занятий. Тем не менее, даже в этой ситуации можно реализовывать проектные работы.Мы в LEGO Education разработали рекомендации, которые позволят использовать наши решения дома или в условиях смешанного обучения (данный материал появится в русской версии 19 сентября 2020 года).Надеюсь, эти рекомендации помогут ответить на некоторые ваши вопросы!Возможно ли проведение чемпионатов в старшей школе, а затем описание и представление как индивидуальный образовательный проект старшеклассников? Есть ли примеры реализации (методические рекомендации по сопровождению) STEAM- образования в старшей школе через индивидуальный образовательный проект?@ ЮлияЮрий Вирич: Насколько я понимаю, речь идет о требованиях в Федеральном государственном образовательном стандарте для 10-11 классов, согласно которым каждый ребенок должен иметь опыт разработки индивидуального или группового образовательного проекта по одному из направлений: робототехника, моделирование и так далее.Могу привести в пример опыт 149 школы в Красноярске. Это флагманская школа LEGO Education, в которой все проекты соревнований FIRST LEGO League (FLL) для детей 4-16 лет и FIRST Tech Challenge (FTC) для старшеклассников 16-18 лет приравниваются к индивидуальному образовательному проекту. Если у вашей школы нет внутренних регламентов, противоречащих подобной практике, предлагаем присоединиться к международному движению FLL и FCT. Подробнее об этих соревнованиях и регламенте подачи заявки можно узнать по ссылке: future-engineers.ruКак вы полагаете, нужны ли разные программы STEAM-образования для мальчиков и девочек? С какого возраста можно приглашать детей к участию в чемпионатах?@Олег ЛахновскийЮрий Вирич: Существует старый добрый стереотип, который определяет гендерные интересы для детей. Кажется, что робототехника – это для мальчиков. А кулинария – для девочек. Конечно, в реальном мире дела обстоят по-другому: среди поваров огромное число мужчин, а космонавтами и пилотами все чаще становятся девушки.Поэтому создавать разные программы STEAM для девочек и мальчиков не то что неправильно, а просто глупо. Правильный STEAM-проект увлечет абсолютно всех детей. К примеру, на финалах международных школьных соревнований по робототехнике (взять хотя бы FIRST® LEGO® League) девчонок даже чуть больше, чем мальчишек.Что же касается возраста участников, дети с 7-8 лет могут принять участия в соревнования FIRST ® LEGO® League Explorer или WRO (Всемирная олимпиада по робототехнике). Для дошколят также существует различные STEAM-соревнования. Мы рекомендуем FIRST ® LEGO ® League Discover.Кстати, используя материалы FIRST ® LEGO ® League, вы не только получите возможность участия в соревнованиях, но и сможете организовать классную проектную внеурочную деятельность на целый год.Какие книги по организации STEAM-образования вы можете порекомендовать?@ ДмитрийЮрий Вирич: В издательствах «БИНОМ. Лаборатория знаний» (lbz.ru) и «Лаборатория знаний» (pilotlz.ru) представлено много хороших учебных материалов по техническому творчеству школьников. При этом во всех книгах используются идеи STEAM-образования, каждая посвящена обширной практической деятельности учеников.Также в учебно-методические комплекты LEGO Education входит программное обеспечение с детально разработанными интерактивными учебными материалами. Вопросы непосредственной организации занятий на основе книг или электронных материалов - это, как мне кажется, идеальное поле для самореализации педагога. Никто не знает лучше своих учеников, чем учитель. А уж конкретный класс - тем более. Исходя из способностей класса, в котором работает педагог, подбираются методические материалы.Ко многим решениям LEGO Education прилагаются электронные книги для педагога. В них уделяется внимание планированию урока, учитель сам выбирает идеи, которые сможет применить в конкретном классе и учебном заведении. Все идеи легко интегрировать и адаптировать к конкретным обстоятельствам.Могу посоветовать некоторые статьи и книги, например:STEM-подход в образовании: идеи, методы, практика, перспективы. Ссылка.
Анисимова Т. И.
STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 / Т. И. Анисимова, О. В. Шатунова, Ф. М. Сабирова // Научный диалог.
STEAM: делай и учись.
Ссылка.
И еще одно
пособие на английском языке.Особо рекомендую к изучению все методические материалы LEGO Education, где подробно представлены стандарты и методика работы в этом направлении.Как можно применять принципы STEAM-образования в дошкольной деятельности и можно ли?@ЮлияЮрий Вирич: Конечно же, STEAM можно и нужно использовать в дошкольном образовании! Собственно, правильная игровая деятельность в детском саду и есть STEAM.Мы в LEGO Education разработали множество наборов для дошкольного образования с фокусом на использовании STEAM-методик. Это прежде всего «Планета STEAM» и «Экспресс «Юный программист». Подробную информацию о том, как реализовать принципы STEAM в дошкольном образовании, можно получить здесь.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.