Найти тему
Культурный рассвет

Социалогическое исследование КТР среди работников кино

Давайте обратимся к сухим цифрам, которые помогут понять производственную сторону «важнейшего из всех искусств» в современной России. В этом нам будет полезным социологическое исследование, предпринятое КТР (Конфедерацией труда России) совместно с Межрегиональным профсоюзом работников кино и телерадиовещания в 2018-м году.
Полный текст исследования можно найти по адресу:
http://www.ktr.su/content/news/detail.php?ID=5947

Итак, опрос профессиональных кинематографистов, задействованных в индустрии в крупных городах Российской Федерации показывает, что далеко не всё гладко в «Датском королевстве».

Сразу оговоримся, что речь идет не только о звездах первой величины, ведущих режиссерах, сценаристах и продюсерах. Современное российское кино включает тысячи людей, от актеров массовых сцен и сотрудников прокатных компаний до осветителей, водителей и поваров.

Что же позволяет выявить исследование?

-2

В первую очередь, кинокомпании предпочитают не связывать себя необходимостью соблюдать трудовые права сотрудников. Поэтому по полноценным трудовым договорам оформлены всего 26% работников (преобладают в сфере проката); 34% опрошенных задействованы как индивидуальные предприниматели; 15% кинематографистов работают по договору подряда, а 25% вообще не имеют никаких договоров.

Это говорит о том, что кинокомпании экономят на социальных гарантиях и отчислениях — разумеется, в таких условиях весьма сложно поставить вопрос об отпуске, больничном или, боже упаси, сверхурочных.

Из этого прямо вытекают финансовые сложности тружеников сферы кино. Как следует из исследования (впрочем, это вполне подтверждается моим собственным кратковременным опытом, а также общением со многими коллегами), они часто сталкиваются с задержками или невыплатами заработной платы.

-3

Эти цифры говорят сами за себя. Только 12% специалистов всегда получают зарплату в срок. Всем остальным деньги выплачивают несвоевременно, а 18% кинематографистов вообще всегда сталкиваются с такими проблемами.

Заметим, что на регулярной основе такое «уважение» своего труда видят в первую очередь творческие работники (сценаристы, композиторы, художники и т.д.). После того, как мы узнаём материальные условия, в которых работают рядовые трудящиеся в киноиндустрии, уже не так удивителен факт, что они не выкладываются в полную силу, правда?

-4

Можно сделать весьма суровый вывод. Если наши кинематографические бонзы не очень уважают своих прямых подчиненных и однозначно ни во что не ставят их труд, то вероятно к людям вне индустрии они вряд ли относятся лучше. То есть они вообще не очень уважают людей — и любые возражения на этот счет будут снова и снова разбиваться о факты перманентных задержек по зарплатам и нежелание брать на себя социальные обязательства.

Между тем любая драматургия строится на эмпатии и сопереживании — т.е. на сочувствии к героям, сочувствии к человеку. Здесь и появляется роковое противоречие. Откуда возьмется сочувствие у людей, которым совершенно безразличны проблемы окружающего их общества?

Вероятно поэтому и появляются все эти бесконечные умозрительные сценарные конструкции, которые должны на экране превращаться во что-то, отдаленно напоминающее человека, говорящее человечьим языком и движущееся, как человек. Но это не человек. В него невозможно поверить, его невозможно прочувствовать, ему невозможно глубоко сопереживать.

Обостряется ситуация еще и тем, что кинематографисты оказываются в своего рода порочном круге. Снова и снова создавая на экране всяческие симулякры, они при этом варятся в одном и том же пространстве, в одной и той же «тусовке», после чего осознанно или неосознанно воспроизводят сложившиеся образы. Пожалуй, в этом есть некая своя трагедия.

Продолжение в следующей статье. Полную версию Вы сможете найти на нашем сайте craftkino.ru

Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!