Психология - это сложная наука. Однако, необязательно знать устройство сложного механизма, чтобы успешно им пользоваться. ) Поэтому вашему вниманию я хочу предложить несколько "фокусов", которые наверняка пригодятся в повседневной жизни.
1) Если вы хотите, чтобы собеседник в точности запомнил мысль, которую вы хотите донести - сделайте это максимально необычным способом.
Согласно исследованиям, наш мозг запоминает гораздо лучше ту информацию, которая подаётся нетривиально. Как раз по этой причине преподавателям рекомендуется чередовать разные способы изложения материала, будь то лекция, презентация в слайдах, обучающее видео или игровой элемент. Допустим ваш супруг обещал что-то сделать, но благополучно забыл в повседневной рутине. Говорить или писать сообщения с напоминанием в течении дня зачастую бесполезно, человек рефлекторно пропустит информацию мимо ушей. А вот если вы напишете просьбу утром на стикере и прилепите на зеркало в ванной, добавив нарисованную грустную гримасу - он наверняка весь день будет держать вашу просьбу в голове. И не бойтесь проявлять свою креативность.
2) Если человек отмалчивается, а вам необходим его ответ - предоставьте ему несколько вариантов.
Когда человек вымотан, или находится в стрессовой ситуации, ему гораздо сложнее переводить свои мысли в слова. Вполне возможно, что он хочет что-то сказать вам, но не знает как лучше сформулировать фразу. Однако если вы спросите человека прямо, то почти наверняка это вызовет негативную реакцию, и человек закроется еще сильнее.
К примеру, вы видите, что ваш друг не в настроении. Вместо того, чтобы спросить: "Я тебя чем-то обидел?" гораздо лучше построить фразу так: "Выглядишь неважно. Устал на работе, или я тебя чем-то расстроил?"
Таким образом вы одновременно показываете сочувствие и заинтересованность, а ему будет легче сформулировать ответ.
3) Используйте эффект Ресторфа, если хотите поручить человеку ответственное задание.
Наш мозг в первую очередь улавливаете те вещи в поле зрения, которые выделяются своим внешним видом. По этому принципу работают ценники с надписью "АКЦИЯ" в магазинах и многие другие элементы маркетинга. Но как использовать этот эффект в быту? Допустим, собираясь на работу вы оставляете своему ребенку листочек, на котором пишете список его домашних обязанностей: помыть посуду, покормить кота, выложить курицу из морозилки в 16.00 и т.д. Самый важный для вас пункт вы можете написать другим цветом, обвести фломастером, или добавить забавный смайлик. =) Тогда ребенок наверняка выполнит этот пункт, даже если забудет про какой-то из остальных.
Этот эффект работает во многих жизненных ситуациях. Вы хотите произвести впечатление на своих коллег во время выступления на презентации? Наденьте что-то экстравагантное и необычное, платье, костюм или даже просто смелый и запоминающийся галстук, тогда внимание точно будет приковано к вам.
4) Если хотите, чтобы человек при знакомстве запомнил вас - используйте уточнения.
Очень многие люди, с которыми мы знакомимся в течении жизни забываются минут через 5 послей первой встречи. Это происходит потому, что нашему мозгу буквально "не за что зацепиться", ему нужен хотя бы маленький ассоциативный ряд. Вместо "Привет, меня зовут Ваня." гораздо лучше будет сказать "Привет. Я ваш новый сисадмин - Иван. Если ваш компьютер начнет дымится, или будет пытаться захватить планету - смело зовите меня."
5) Эффект IKEA.
Довольно забавный трюк. Люди гораздо больше ценят те вещи, к созданию которых сами приложили руку. По этой причине мебель, которую человек собирает сам, он ценит и оберегает сильнее, чем ту которая была куплена и доставлена в собранном виде. Как использовать этот эффект в своих интересах? Легко.
Допустим ваш ребенок очень сильно хочет новые дорогие джинсы, а вы опасаетесь, что он порвет их через пару недель после покупки. Просто поставьте фразу таким образом: "Хорошо, мы купим эти джинсы сейчас. Но ты будешь сам их стирать и гладить, хорошо?". Будьте уверены, он согласится и будет беречь их больше всех остальных вещей.
6) Если хотите сказать что-то важное, скажите это в самом конце.
Это один из капризов нашей памяти. Когда мы вспоминаем содержание выступления, лекции и т.п. - мы всегда вспоминаем его с конца, как бы отматывая запись в обратном направлении. Но, важно помнить, что этот эффект работает только с вербальным языком. Если же вы даете людям какую-то информацию под запись, то напротив стоит освятить важные моменты в самом начале, потому как ближе к концу у человека притупляется восприятие, и он уже не так подробно будет записывать содержание.
7) Рассказывая что-то о себе, старайтесь использовать ассоциативное повествование вместо постоянных уточнений.
Представьте себе, будто на первом свидании, или при знакомстве с человеком, вы задаете ему элементарный вопрос: "А кем ты работаешь?". В ответ вы слышите тираду примерно на 15 минут о том, что он/она работает химиком-микробиологом в лаборатории и занимается синтезом каких-то веществ с безумно сложными научными названиями... Готов поспорить, что вы потеряли нить повествования уже после нескольких первых слов. И вовсе не потому, что вы мало знакомы с научными терминами, а потому что вам скучно. А вот вам иной диалог:
- Кем ты работаешь?
- Я химик, работаю в (название фирмы).
- Ого, непросто наверное...
- Да, но зато как интересно! Каждый день будто в сай-фай фильме.
Используя ассоциации, мы даем человеку понять что-либо на подсознательном уровне. Если ему потребуются дополнительные уточнения, он сам обратится к вам.
8) Хотите чтобы человек внимательно выслушал вас - сперва выслушайте его.
Еще один интересный элемент нашего вербального восприятия. В любой беседе мы проявляем большую вовлеченность, если видим, что собеседник слушает нас. Вполне справедливо, если человека не интересует ваша точка зрения, то с какой стати Вы должны слушать его?
Лично я регулярно использовал такой трюк при проведении групповых занятий со студентами. Сперва я сообщал аудитории тему занятия, а затем спрашивал: "Что вы думаете по этому поводу?" После чего давал высказаться тем ребятам, кто поднимал руку. Только после этого, выслушав их точки зрения и высказав одобрительные комментарии об их суждении, я продолжал говорить по теме занятия.
9) Если во время совещания вы боитесь, что человек будет на вас ругаться - сядьте к нему максимально близко.
Этот трюк также базируется на нашем интуитивном восприятии. Если мы обращаемся к человеку, который стоит далеко от нас, мы неосознанно будем говорить громче, чем обычно. Если же человек находятся на расстоянии вытянутой руки, мы при всем желании не сможем повысить на него голос.
10) Крепкое рукопожатие - залог уверенности.
Рукопожатие уже давно стало элементом нашей повседневной жизни. Мы обмениваемся им с друзьями, коллегами, даже со своим потенциальным руководителем в конце собеседования. Но на уровне подсознания этот механизм имеет свои нюансы.
Представьте, что рукопожатие - это инвестиции в какой-либо проект. Если человек вкладывает в развитие проекта скромную символическую сумму, это явный признак того, что он не уверен в успехе и не настроен на продолжительное сотрудничество. Если же человек вкладывает солидную сумму, и делает это с улыбкой на лице - он однозначно уверен в том, что ваше сотрудничество будет продуктивным и взаимовыгодным.
К тому же, крепкое рукопожатие - отличный способ показать собеседнику, что вы не испытываете неловкости в общении с ним.
10 психологических трюков, которые всегда работают.
6 минут
2 прочтения
9 сентября 2020