Продолжаю рассказ о речной прогулке по реке Самаре, которая состоялась 5 июля 2020 года. Мы продолжаем двигаться вверх и дошли до третьего моста через реку Самару - железнодорожного. Самый первый железнодорожный мост через реку Самару был открыт ещё в конце XIX века. Порядка тридцати лет движение шло по временному мосту, который разбирали на время паводка. В 1904 году был открыт уже постоянный мост. Полной информации не нашёл, но могу предположить, что он, как и Александровский мост через Волгу, тогда был одноколейным. Вторая часть, вероятно, была достроена уже после Великой Отечественной войны. Если у кого-то есть более точные данные, поделитесь, думаю, всем будет интересно. Последние ремонтные работы на мосту прошли в 2001-02 годах. Тогда были заменены все пролётные части.
В районе этого моста можно сделать, на мой взгляд, самые нестандартные видовые снимки Самары с воды. Именно отсюда хорошо видно железнодорожный вокзал, который с Волги не просматривается.
На правом берегу реки в этой части находится посёлок Шмидта, более известный как Запанской. Первые посёлки появились здесь в конце XIX века. Как уже писал в предыдущих частях, река Самара в районе устья давно активно использовалась в качестве речной грузовой линии. С развитием железной дороги этот процесс получил дополнительное развитие. В город потянулись люди из деревень за заработками. Селились они рядом с местами возможной работы - складами и пристанями, которые как раз и находились в этой части. Постепенно отдельные небольшие посёлки слились в один, который стали называть «За Панской». Панская - таково было дореволюционное название улицы Ленинградской. Соответственно, эта территория была за ней. В советское время, в 1934 году посёлок официально был назван именем Отто Шмидта. Но старое название оказалось живучим, и местные жители в основном пользуются именно им.
Сейчас посёлок - это, в основном, промзона и частный сектор. С реки его практически не видно. Единственное, что можно разглядеть, - храм Архангела Михаила. Деревянная церковь на этом месте была построена братьями Сурошниковыми в 1908 году. В 1915 на её месте построили каменный храм, освящённый в честь Рождества Богородицы. В советское время храм был закрыт, в его здании сначала разместили школу, потом его передали под клуб железнодорожников. В годы войны здесь размещался эвакуационный госпиталь. После войны - больница, позже - спортивный зал. В 1991 году здание вернули церкви. В 1992 году храм был вновь освящён в честь Архистратига Михаила.
Под определённым углом довольно интересно наблюдать, как две эти доминанты двигаются навстречу друг другу.
В какой-то момент к ним присоединяется портрет Льва Толстого.
Все материалы этой прогулки можно посмотреть по ссылке ниже.