Найти в Дзене
ПолитОс

"Спутник" - "Новичок" 0:1. Российская вакцина против коронавируса сдает медицинские тесты, но проваливает политические (Мнение)

Фото: Михаил Джапаридзе, ТАСС
Фото: Михаил Джапаридзе, ТАСС

Несмотря на успешные испытания, мир по-прежнему недооценивает российскую вакцину. Ей не помогает то, что русское пионерство на ниве биохимии ассоциируется скорее с отравлением людей, чем с их лечением.

Престижный медицинский журнал "Ланцет" опубликовал результаты исследований российской вакцины против коронавируса. Общий вывод заключается в том, что российская вакцина безопасна и работает, хотя до сих пор она прошла только первый и второй этап исследований – и это на небольших выборках. Третий этап исследований, который проводится на большой и разнообразной выборке, только продолжается.
О том, что Россия первой страной в мире зарегистрировала вакцину против SARS-COV-2, сообщил 11 августа сам Владимир Путин. Ей дали патетическое название "Спутник V", предполагая, что это столь же эпохальное событие, как и первый полет в космос. Было даже выпущено короткое рекламное видео, возможно, с участием молодых поколений, которые уже не помнят о советском завоевании космоса. Кремль ожидал протекающих широким потоком поздравлений-ведь вакцина против коронавируса примерно с марта является Святым Граалем рода человеческого. Вместо этого появилось много критических замечаний и общее недоверие к тому, что русским удалось так быстро выработать безопасный и эффективный препарат.
Научному сообществу было трудно по существу оценить как-то российскую вакцину, потому что к моменту публикации в "Ланцете" российская исследовательская группа нигде не представила полных результатов своей работы.
Было объявлено, что спешка в работе над вакциной COVID-19 может нанести вред, потому что слишком слабая иммунная реакция организма или долгосрочные побочные эффекты препятствуют вакцинации людей.
Также была подвергнута критике политизация работы над вакциной, которую Кремль воспринял как гонку вооружений и зарегистрировал российский препарат, несмотря на то, что не все необходимые этапы исследований были завершены.
Так называемая "официальная Россия", то есть структуры государственной пропаганды, отреагировали нервно, и все замечания в адрес "Спутника V" признали за кампанию дезинформации, организованной мировыми СМИ для дискредитации российского достижения.

При этом "неофициальная Россия" клеила мемы о вакцине, после которой человек превращается в "медведя". Исследование, проведенное независимым "Левада-Центром" во второй половине августа, показало, что 54 процента граждан России не хотят прививать российскую вакцину, потому что боятся ее. Готовы к этому были только 38 процентов респондентов, но и это при условии, что прививка будет бесплатной.
Публикация в письме "Ланцет" развеивает некоторые сомнения, высказанные в адрес "Спутника V". Представленные в статье данные были приняты с осторожным оптимизмом. То, что вакцина на текущем этапе исследований безопасна, означает, что серьезных и немедленных побочных эффектов у людей, которым она была дана, не наблюдалось. Для этого у них были обнаружены антитела, а это значит, что вакцинация работает.
Теоретически, после публикации в "Ланцете" Россия должна начать собирать похвалы со всех сторон. Но и на этот раз мир уперся и Россию не похвалил. До сих пор неизвестно, создает ли вакцина у людей устойчивую устойчивость к COVID-19, а также не вызывает ли она нежелательных побочных эффектов в долгосрочной перспективе.
Кроме того, во многих странах под влиянием теплой погоды и безопасного лета пандемия людей замедлилась и потеряла свое апокалиптическое заклинание. Мир недооценивает российскую вакцину еще и потому, что повседневная потребительская интуиция людей как-то безопаснее чувствует себя с ярлыком „химия из Германии”, чем „сдано в Россию”. Не помогает и то, что русское пионерство на ниве биохимии ассоциируется скорее с отравлением людей, чем с их лечением.
Едва прошла неделя с того момента, как Путин хвастался, что вакцину тестировала его дочь, и из России пришло мучительное известие о попытке отравить Алексея Навального, главного российского оппозиционера. Навальный почувствовал себя плохо во время перелета из Томска. Пилот принял решение о аварийной посадке в Омске. Там политик попал в больницу, где врачи несколько раз меняли свое мнение относительно причины его внезапной болезни. Навальный впал в кому, его подключили к аппарату ИВЛ, в официальных сообщениях сообщалось, что его состояние критическое. В больнице толпились угрюмые мужчины в темных костюмах. Жене Навального затрудняли доступ к мужу и контакт с врачами.
Два дня длилась борьба семьи, друзей и сочувствующих Навальному за согласие перевезти его в берлинскую клинику "Шарите", где он сейчас находится. Немецкие врачи поставили однозначный диагноз, который подтвердила канцлер Ангела Меркель. Навальный был отравлен веществом из группы Новичков, то есть тем самым, которым отравили семью Скрипалей в британском Солсбери в 2018 году. Нет, в этом нет никакой логики, если кто-то еще считает целесообразным спрашивать о логике в контексте действий российских властей. Это парадокс. С одной стороны, Кремль жаждет международного признания своих заслуг и достижений, с другой - делает то, что в глазах мировой общественности сводит на нет даже лучшие достижения Москвы.
Новичок затмевает Спутник и отнимает у русских ученых, пожалуй, вполне причитающуюся им славу. Что вовсе не означает, что российская вакцина не будет пользоваться успехом. Ее наверняка будут покупать у России страны, дружащие или связанные альянсами с Кремлем. Вице-премьер Татьяна Голикова в конце августа на встрече с Путиным говорила о 27 странах, заинтересованных в подготовке, среди них она назвала Казахстан, Азербайджан, Венесуэлу и Бразилию. Приоритет имеет Белоруссия, и, как нетрудно догадаться, речь идет скорее о показном оказании родственной помощи, в то время как в стране продолжаются массовые антилукашенковские протесты.
Но можно представить и другой сценарий. Эпидемиологическая ситуация осенью становится очень плохой, хуже, чем весной. Вакцин из западных лабораторий с более высокой репутацией либо все равно не будет, либо спрос на них во много раз превысит предложение.