Найти тему

От «весёлых картинок» — к серьёзной литературе?

Оглавление
Doctor Strange: Last Days of Magic - №1 (фрагмент)
Doctor Strange: Last Days of Magic - №1 (фрагмент)

Сможет ли подросток, зачитывающийся «этим Человеком-Пауком», перейти к чтению «серьёзной литературы»? Под «серьёзными» в этом случае родители подразумевают даже не произведения Толстого или Сэлинджера, а худо-бедно любые книги с текстом.

С 2015 г. автор находится в поисках убедительного ответа на этот и другие вопросы, связанные с влиянием комикса на детское чтение.

Исследования, проведённые в школах Ханты-Мансийска с 2017 года, показали, что у немалой части учащихся полностью отсутствует визуальное воображение (представление образов и ассоциаций в виде движущихся или неподвижных картинок). Вместо этого воображение заменено текстовым («читаю текст — представляю текст»).

Правда, эта особенность всё очень усложняет? Без живого воображения любая увлекательная книга превращается в скучный серо-полосатый кирпич. И если с детьми младшего возраста, особенно дошкольниками, легко всё исправить (увлечь игрой, устроить теневой театр, чтения по ролям и т.п.) — то как поступить, если мы имеем дело с уже сформировавшимся подростком, активно протестующим при одном виде текстов?

Этап первый: комиксы и чтение «с удовольствием»

В основе всего лежит принцип увлечённости. То, что действительно нравится — даётся легко. Не потому, что это действительно легко, конечно, а потому, что увлечённый человек не замечает трудностей.

Поэтому — позвольте детям читать и комиксы. Графическая литература, «застывшее кино», как её называли в первой половине XX века — отличный способ раскачать воображение. Мозгу, хочешь-не хочешь, придётся додумать недостающие кадры.

А если с кадрами творится такое, как в комиксе «Последний лесной гном» Захара Ящина — то образование новых синапсов обеспечено
А если с кадрами творится такое, как в комиксе «Последний лесной гном» Захара Ящина — то образование новых синапсов обеспечено

Комиксы не менее увлекательны для подростка, чем мультипликация и кино. И, если подросток отворачивается от традиционной книги, — может быть, графическая литература любимого жанра именно то, что его "зацепит"?

Сразу стоит оговориться, что многим из тех, кто любит читать текстовые книги с детства, комиксы неинтересны. Те дети, которых родители сажали к себе с книжкой на коленочки, или читали перед сном — не интересуются комиксами. Они любят читать классическую детскую литературу, к ней привыкли, и воображение, как правило, у них тоже хорошо развито — вот то самое пространственное воображение, которое позволяет читать книгу и видеть фильм в голове.
Мало того, этим детям может быть даже тяжело читать комиксы: на динамичное развитие действия по иллюстрациям накладывается динамика из собственного воображения, и это вызывает дискомфорт. На то, чтобы привыкнуть, подстроиться, мозгу нужно определенное время.
Есть, конечно, среди «читающих с пеленок» маленький процент детей очень любопытных, которые любят читать в принципе всё, что есть: им и фантастика интересна, и сложная художественная литература, книжки с картинками и без – они всё читают запоем, и им комиксы интересны в том числе.

Этап второй: от чтения «с удовольствием» к чтению «с напряжением мысли»

Было сделано предположение, что ребёнок, читая комиксы соответственно возрасту, будет проходить те же ступени взросления, что и с традиционной книгой – от простого ко всё более сложному.

Откуда такая мысль?

Вспомните, что вы с удовольствием читали год назад? в старших классах школы? в детском саду? Вряд ли это будут одни и те же произведения. Наверняка, содержание книг с возрастом усложнится.

В отношении комикса должен действовать (и действует) тот же принцип.

Как форма художественной литературы, комикс может иметь жанр рассказа, повести или романа. В свою очередь, «комикс-рассказ» может быть создан для дошкольника – и тогда он будет предельно простым; либо создан для взрослого – и оба эти комикса будут отличаться друг от друга ровно таким же образом, как сказка «Колобок» отличается от рассказов О. Генри. Кроме того, в зависимости от жанра содержание комиксов может быть разного уровня – от лёгкого развлекательного до глубоко драматичного.

Кроме того (и это доказано) — любители комиксов интересуются и другой литературой.

83% поклонников комиксов (приблизительно 480 человек из числа опрошенных школьников) читают текстовую художественную литературу для собственного удовольствия. Это означает, что дети в возрасте от 7 до 17 лет время от времени откладывают-таки в сторону этих чудовищных «Черепашек-ниндзя», чтобы с удовольствием почитать что-нибудь другое, без картинок. Причём не обязательно то, что требует учитель литературы или диктуют списки внеклассного чтения.

Лидирующие жанры: приключенческая литература (64%), фэнтези (43%), детектив (29%) и научная фантастика (22%).

Русскую классику (обратите внимание, для собственного удовольствия!) читают 30% фанатов комикс-изданий.

То, что комикс и текстовая книга взрослеют вместе с человеком, нисколько не мешая друг другу, подтверждает сравнение ответов на вопросы о любимом писателе (классическом или современном) и любимой графической литературе. Напомним, на вопросы отвечали те же самые 83% поклонников комиксов.

Возрастная группа: 7-9 лет

Любимые писатели: Братья Гримм, Шарль Перро, Х.К. Андерсен, О. Пройслер, А.С. Пушкин, К. Чуковский, Н. Носов, В. Драгунский, С. Маршак, А. Барто, В. Осеева и др.

Любимые комиксы (манга): Marvel, DC, «Майнкрафт», «Скуби Ду», «Мурзилка», «Том и Джерри», «Гравити Фолз»

Возрастная группа: 10-12 лет

Любимые писатели: Братья Гримм, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, К. Чуковский, Саша Чёрный, Н. Носов, А. Барто, Дж. К. Роулинг, Г. Остер, С. Есенин, Эрин Хантер, В. Драгунский, Э. Успенский, И. Бродский, Элис Сиболд

Любимые комиксы (манга): Marvel, DC, «Мурзилка», «Майнкрафт», «Дневники Вишенки», «Хильда», «Том и Джерри», «Микки Маус», «Коты-Воители», «Гравити Фолз», «Муми-тролли» и пр.

Возрастная группа: 13-15 лет

Любимые писатели: Нил Гейман, Рик Риордан, Дж. Р.Р. Толкин, Терри Пратчетт, Стивен Кинг, Дж. К. Роулинг, Дж. Лондон, Артур Конан Дойл, Кир Булычёв, Питер Уоттс, Стругацкие, Эрин Хантер, Рэй Брэдбери, Харпер Ли, А.С. Пушкин, А. Блок, Л.Н. Толстой, Н. Рубцов, В. Железников и др.

Любимые комиксы (манга): Marvel, DC, «Звёздные войны», «Дороро», «Гравити Фолз», «Леди Баг и Суперкот», «Черепашки Ниндзя», «Трансформеры» и пр.

Возрастная группа: 16-18 лет

Любимые писатели: Ф. Бегбедер, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Роберт Грейсмит, Анна Тодд, Нил Гейман, Стивен Кинг, Стефани Майер, Эдгар По, М. Шолохов, М. Ю. Лермонтов, Джон Грин, Дж. К. Роулинг, Дж. Лондон, Артур Конан Дойл, А. Дюма, Джоджо Мойес, Сесилия Ахерн, А.П. Чехов и др.

Любимые комиксы (манга): Marvel, DC, Dark Horse Comics, Bubble, Walking Dead, «Гравити Фолз», «Наруто», «Сейлор Мун», «Обещанный Неверленд» и др.

Харпер Ли, Фред Фортэм. "Убить пересмешника. Графический роман"
Харпер Ли, Фред Фортэм. "Убить пересмешника. Графический роман"

Очевидно, что дети и подростки, увлечённые комиксами, — это люди читающие. Кроме прочего, если обратить внимание на чтение подростков, то рядом с ожидаемыми «ужастиками» и любовными романами спокойно соседствует вполне приличная русская и зарубежная классика.

Заметим, что на эту особенность не влияли традиционное чтение перед сном или огромная домашняя библиотека родителей.

Остальные выводы читатель может сделать сам. :)