Около трех лет назад российский путешественник Сергей Синельник вместе с женой Мариной и сыновьями-подростками Святославом и Ярославом отправился в путь по всему свету на поморской деревянной ладье «Пилигрим» – копии судна XVIII века.
Текст: Дмитрий Злодорев, фото предоставлено автором
Прошлым летом «Пилигрим» добрался до Америки и перезимовал недалеко от Вашингтона, пока экипаж готовился к новому этапу в России. Зимовка затянулась из-за коронавирусной инфекции. Синельник планировал вернуться в США и возобновить плавание еще в марте, но из-за карантина и закрытых границ приехать смог лишь в конце мая. И только в конце июня Сергей смог возобновить путешествие. Семья в этот раз осталась дома. Из-за пандемии к Сергею не смогли присоединиться и опытные путешественники из других стран, которым не удалось получить американские визы: консульства США их пока не выдают. Так что мореплаватель набрал команду из энтузиастов, что называется, на месте.
Но, как известно, нет худа без добра. Синельник обрел новых друзей среди русских американцев – таких же энтузиастов, как и он сам. Из них и набирается новая команда «Пилигрима». Сергей благодарит всех тех, кто помогал ему в ремонте судна, снабжении припасами, оплате стоянки – это несколько десятков человек. Путешественник признает, что назвать всех не получится, а забыть и обидеть кого-то не хочется.
Подготовка к спуску на воду заняла более месяца, сначала нужно было «подтянуть» простоявшую на суше несколько месяцев ладью. «Деревянное судно нельзя долго держать на берегу, оно начинает рассыхаться, – объясняет Сергей. – Мы две недели потратили только на то, чтобы дерево «напитать» водой. Снаружи поставили садовые распылители, а внутри клали на обшивку мокрые полотенца». За это время на борту «Пилигрима» побывало около 200 человек. Приезжали из Вашингтона, Балтимора и других городов посмотреть на диковинное судно. Их не смущало даже то, что стояло оно на ремонтной базе и, чтобы оказаться на палубе, требовалось вскарабкаться по высоченной лестнице».
«ИЗ ВАРЯГ В ПЕРСЫ»
У кругосветного плавания «Пилигрима» есть предыстория. Сергей уже давно ходит под парусами, за его плечами много тысяч морских миль на яхтах и судах разного типа. Однако плавание на деревянной ладье, по его словам, это особенное ощущение. «Деревянное судно – это как будто живой организм, здесь своя жизнь. Когда я впервые прочувствовал это – был поражен, так что теперь мне уже непросто плавать на других лодках», – признается он. Синельник уверен, у деревянных судов особая философия и теплота. «Здесь своя атмосфера, живой материал, поэтому когда мы приходим в тот или иной порт, то порой даже на берег выходить не хочется», – отмечает он.
До «Пилигрима» в жизни Сергея была ладья «Русич», которую они с братом-близнецом Александром и друзьями построили по образцу новгородской ладьи X–XII веков. На ней ребята ходили к берегам Австралии, и это было, можно сказать, первой частью нынешнего путешествия. «На «Русиче» мы прошли до Южной Тасмании. А сначала у нас был путь «из варяг в персы» – от Онежского озера до Каспийского моря, о котором мы написали книгу», – говорит Сергей. Путь из «варяг в персы» в древности был таким же важным, как и путь из «варяг в греки»: по нему наши предки с севера добирались до знаменитого Шелкового пути.
Это было первое путешествие Синельников на деревянной ладье. Вместе с ними шли друзья: исторические реконструкторы Олег и Лариса Калеткины, академик Российской академии наук Андрей Богданов и другие. Помощником капитана был Илья Подгорных, а по берегу, параллельно движению ладьи, около тысячи километров по степной и полупустынной зоне Поволжья шел конный отряд Павла Болдорева.
После похода «из варяг в персы» три года готовились к следующему путешествию. Новую экспедицию на «Русиче» братья посвятили знаменитым русским путешественникам – Афанасию Никитину и Николаю Миклухо-Маклаю. «Мы дошли до Шри-Ланки, а потом отправились в Австралию», – говорит Сергей. Потом, по его словам, преодолели Бассов пролив и добрались до Тасмании.
Естественно, во время стоянок в портах российские путешественники пользовались повышенным вниманием публики. Например, в тасманской столице Хобарте на крупнейшем в Южном полушарии фестивале деревянных кораблей «Русич» окружила настоящая стена из любопытствующих.
МЧС ВОЛНУЕТСЯ
Синельник не устает повторять, что «Пилигрим» строили с Божией помощью и всем миром. Помогали члены команды, друзья, коллеги. «В строительстве нам помогали и русские, и новозеландцы, и австралийцы, которые ходили с нами в плавания прежде, и наши соотечественники за рубежом», – рассказывает Сергей. Многое было доделано или приобретено уже в пути.
Прототипом «Пилигрима» стала ладья «Преподобный Зосима», которая в конце XVIII века ходила от Соловецких островов до Архангельска. Строили «Пилигрим» на базе морского клуба «Полярный Одиссей» в Петрозаводске у известного корабела Виктора Дмитриева (см.: «Русский мир.ru» №10 за 2019 год, статья «Мечта адмирала». – Прим. ред.). Естественно, сделать точную копию древней ладьи сейчас невозможно. Например, братья Синельник и их товарищи склепали свой корабль медными гвоздями, тогда как древние поморы, работавшие только топором, для тех же целей использовали пропитанный смолами еловый корень.
«Из ребят, которые ходили с нами в плавания прежде, образовался морской клуб «Пилигрим», они помогают собирать снаряжение и средства. Оказывает поддержку и Федор Конюхов – наш друг и учитель. У нас на борту солнечные батареи с воздушного шара, на котором он пролетел вокруг света, его спасательный жилет и GPS», – рассказывает Сергей. Кстати, с Конюховым связан один забавный эпизод. Знаменитый путешественник отдал Сергею свой спасательный буй, но забыл предупредить, что он с воздушного шара, который зарегистрирован в Великобритании. В подмосковной электричке Синельник, видимо, случайно задел тестовую кнопку, и сигнал пошел на Туманный Альбион. В результате британская береговая охрана сообщила российскому МЧС, что Конюхов терпит бедствие на воздушном шаре под Москвой. Наши спасатели связались с путешественником, а тот, в свою очередь, позвонил Сергею: «Ты уж привези мне буй обратно, а то МЧС волнуется».
ПОЛЕ НАДЕЖДЫ
Кто-то по сарафанному радио назвал плавание «Пилигрима» молитвенным. Сергей по этому поводу слегка смущается: «Это сильно сказано – ну какие из нас молитвенники. Мы несем православную культуру». Он напоминает, что поморы издревле ставили поклонные кресты в тех местах, где бывали. Один из них был обнаружен на Шпицбергене, и надпись на нем гласила примерно следующее: «Кто бороздит моря, тот вступает в союз со счастьем, ему принадлежит мир, и он жнет, не сея, потому что море есть поле надежды».
«Это говорит о том, что наши предки любили море, не боялись его. Мы по мере сил пытаемся продолжить эту традицию», – отмечает Сергей. Мореход уверен, в море без молитвы нельзя, и напоминает пословицу: «Кто в море не ходил, тот Богу не молился».
Он вспоминает, как несколько лет назад в плавании на «Русиче» после выхода из Джибути подхватил острый отит. На тысячу миль вокруг никого не было, имевшиеся антибиотики не помогали. Сергей чувствовал себя очень плохо, но помощи ждать было неоткуда. И тогда он попросил: «Господи, помоги!» На следующий день на горизонте неожиданно появился корабль. Путешественники включили рацию и услышали вопрос на русском языке: «Вы что тут делаете?» Оказалось, моряки с российского спасательного судна «Светлогор», шедшие своим курсом, увидели вдали родной флаг и пошли навстречу ладье. Они передали посылку с медикаментами и бензин для генератора.
Сергей говорит, что подобных случаев в его жизни немало: «Были моменты, когда погибал и ангелы несли на руках». Например, несколько лет назад Сергей с братом Александром проехали по всем континентам на мотоциклах «Урал». В северной Кении их поджидала встреча с пиратами, в Сахаре потеряли друг друга в пустыне, но затем чудесным образом встретились. А был момент, когда мотоцикл потерял управление и летел метров 150, но никто не пострадал…
МУЗЕЙ НА БОРТУ
Путь «Пилигрима» «из варяг в Штаты» начался около трех лет назад из Петрозаводска. Сначала была стоянка в Эстонии, затем в Финляндии, Дании, зимовка в Германии, где русской ладье на пять месяцев дали бесплатный причал. После этого были Голландия, Бельгия, Франция, Испания, Португалия, Канарские острова, Кабо-Верде, Карибские острова. И везде «Пилигрим» принимал участие в различных фестивалях, регатах, смотрах. На его борту побывали тысячи людей, получивших возможность прикоснуться к русской культуре.
Путь был трудный и занял больше времени, чем планировалось. Свой рубикон Синельник вместе с семьей перешел в начале прошлого года в районе Канарских островов. Оттуда пути назад уже не было. «Ты понимаешь, что если пойдешь дальше – то вернуться уже нельзя: пассаты дуют с северо-востока на юго-запад, и путь только один – через океан», – говорит Сергей. В тот момент Сергей шесть суток делил ночные вахты с супругой, а сыновья брали на себя основную работу днем.
В каютах «Пилигрима» размещен музей изделий народного промысла, выставка макетов, диорам, фотографий и поделок старинного деревянного судостроения и русского зодчества, размещена коллекция моделей русских исторических лодок, информационный щит знакомит посетителей с историей и культурой России. «Везде распиарены викинги, но люди не знают о наших традициях мореплавания, – сокрушается Синельник. – Например, когда мы на «Русиче» были в Австралии, все говорили: О, Viking boat! А я не уставал повторять, что это русская ладья и русичи еще до викингов ходили в Средиземное море».
В прошлом году путешественников очень тепло приняли прихожане русского православного храма в городе Джексонвилл (штат Флорида), в Чарлстоне (штат Южная Каролина) и в Йорктауне (штат Вирджиния). Местные русские общины помогли с причалом, в окрестностях Вашингтона эту миссию взяло на себя посольство России в США. Впрочем, американцы тоже поддерживают русских мореплавателей. Как только «Пилигрим» пристал к берегу в американском Форт-Лодердейле, хозяин соседней лодки помог в решении вопросов с иммиграционной службой.
В Йорктауне, неподалеку от которого расположена военная база, посмотреть на ладью пришла целая группа курсантов. Их командир сказал, что изучает русский язык и хотел бы, чтобы его подопечные поближе познакомились с русской культурой.
О планах Сергей пока предпочитает не говорить: ситуация из-за пандемии такая, что все может измениться в любой момент. Изначально экипаж планировал идти на Великие озера, однако один из шлюзов на пути пока закрыт. Кроме того, путешественникам надо продлить разрешение на пребывание в водах США. Синельник намеревается пройти по Великим озерам до Чикаго или Дулута. После чего, по всей вероятности, ладью придется перевозить по суше до Западного побережья. По оценкам капитана, «волок» займет в общей сложности более полутора тысяч километров. Однако пока это мечты и планы.