Российское государство в попытках закрепиться в Калмыцкой степи перепробовало много вариантов. В конце-концов оно остановилось на системе попечительства, ставшем краеугольным камнем в системе ее региональной политики.
Система попечительства полностью упразднила все атрибуты независимого калмыцкого ханства.
Калмыцкой степью стали управлять российские чиновники.
С 1825 года управляющим Калмыцкой степью признавался Главный пристав, назначаемый МВД. Пристав подчинялся одновременно Кавказскому наместничеству и астраханскому губернатору.
С 1835 года Калмыцкая степь была преобразована в самостоятельную область в составе Астраханской губернии. Административное деление было следующим:
Улусное управление составляли: в пяти улусах (Хошоутовский, Малодербетовский, Большедербетовский, Яндыковский, Харахусовский) – нойоны-владельцы, в двух улусах (Багацохуровский, Эркетеневский) – правители, которые назначались - Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. 2-е (1825–1881). В 55 т. СПб., 1834. Т. X. Прибавл. к Т. IX. № 7560а.
Главный и улусные приставы были переименованы в попечители. Главный попечитель назначался императором по представлению МВД. В функции его штата входили правопорядок, налоги. административная работа.
При Главном попечителе находился Совет калмыцкого управления:
Совет калмыцкого управления состоял из Главного попечителя (председатель Совета), двух его заместителей, асессора, избираемого от нойонов на 3 года, двух заседателей, которые избирались из числа зайсангов на три года. Совет через особых представителей осуществлял следствие по ряду уголовных дел: жалобы на притеснения со стороны чиновников и феодалов, грабежи, разбои, убийства, кражи скота. Решения принимались большинством голосов. Совет калмыцкого управления выдавал разрешения на проезд в улусы. В Совет поступали денежные средства от казенных улусов, а также штрафы и пени, которые шли на содержание калмыцкого управления и на общественно полезные нужды. Совет был подотчетен астраханскому военному губернатору - монография М.Горяева УСТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В КАЛМЫКИИ ПО ПОЛОЖЕНИЯМ 1834, 1847 ГГ
Несмотря на усиление прав центральной власти она в Калмыцкой степи продолжала оставаться номинальной. Реальная власть и судьбы простых кочевников оставались в руках нойонов и зайсангов.
Этому способствовало то, что нойоны и зайсанги стали с 1835 года числиться потомственными дворянами. А значит получили право закабалять своих сородичей уже как по местным обычаям, так и общероссийским.
Полицейские функции в Калмыцкой степи полностью перешли в руки астраханского казачества, которые стали таким образом хозяевами степи.
Усилилась христианизация калмыков. Так, калмыки, принявшие христианство имели право перейти в казачье или крестьянское сословия. За переход их нойонам стали платить пятилетнюю сумму возможного дохода от ушедшего калмыка.
В то же время, благодаря централизации власти улучшилась общая система хозяйствования в Калмыцкой степи. Начали благоустраиваться дороги, создаваться запасы продовольствия и обеспечиваться переход калмыков на оседлость.
Стали возникать постоянные поселки калмыков, которые таким образом стали оседать на землю.
23 апреля 1847 г. указом Николая I было утверждено подготовленное Министерством государственных имуществ новое Положение об управлении калмыцким народом. В нем четко определялось, что калмыки, кочующие в Астраханской губернии и Кавказской области, являются полноправными подданными Российской империи и пользуются особыми правами, характерными для государственных крестьян. Земли, отведенные калмыкам, относились к казенным, находящимся в общем пользовании - Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. 2-е (1825–1881). В 55 т. СПб., 1834. Т. XIII № 11189
Это положение полностью уравняло калмыков в правах с другими сословиями Российского государства.
Вместо совета управления было создано Отделение по делам калмыцкого народа при Астраханской палате государственных имуществ во главе с его управляющим, Главным попечителем калмыцкого народа, назначаемым министром государственных имуществ.
Суд Зарго в ноябре 1848 г. упразднялся, а его функции постановлением Правительствующего Сената передавались Астраханской палате уголовного и гражданского суда «для участия в разборе дел, имеющих какую-либо прикосновенность к калмыкам» - ПСЗ РИ Т. XXIV. № 22896.
Это упразднило многие вековые обычаи калмыков, когда у провинившегося степняка отнималось все имущество. Теперь, ему оставлялось все необходимое для жизни, в том числе и скот.
Простые калмыки получили право на местное самоуправление - вместе с нойонами и зайсангами. Это были так называемый аймачные и улусные сходы, в которых имели право принимать участие владельцы, зайсанги, старшины, старосты и простолюдины (один от 20 кибиток), достигшие возраста более 25 лет, имеющие собственность и положительную репутацию, несудимые и не состоящие под следствием, а в аймачных сходах – зайсанги, старшины, старосты и простолюдины (один от пяти кибиток) - монография М.Горяева УСТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В КАЛМЫКИИ ПО ПОЛОЖЕНИЯМ 1834, 1847 ГГ
На сходах решались вопросы выборов на различные должности административного характера.
Главный Лама буддистов Калмыцкой степи также начал избираться по предложению Главного попечителя.
Калмыкам, принявшим православие, разрешалось оставить владельца и приобрести статус государственных крестьян. Они имели право получить места для свободного поселения на казенных землях и организовать самоуправление по типу сельских общин, волостей государственных крестьян. Всем калмыкам-простолюдинам, принявшим православие, оказывалась финансовая помощь из государственной казны на хозяйственное обзаведение: семейным – каждому члену семьи по 15 р. серебром, одиноким – по 8 р. серебром - Максимов К.Н. Калмыки в национальной политике, системе власти и управления России. М., 2002.
Знаменитый Калмыцкий базар перешел в ведение всех калмыцких улусов и его управитель-бодокчей избирался голосованием среди всех калмыцких улусов.
Значительные административные преобразования Калмыцкой степи позволили калмыкам активно включиться в экономические отношения по всему Российскому государству, а также стать полноправными членами региональной политики.