Перед вами руководитель. Любит проводить совещания, о чем-то думать, запираясь в своем кабинете. Или наоборот, ходить по производству или офису с важным видом. Он может быть серьезен или наоборот весел. Может быть суров или добр. Но ни один из этих признаков не даёт возможности определить, хорош ли он в управлении. Так, как же определить и чем измерить его качество?
В первую очередь, по поступкам. По тому, как он себя ведет с подчиненными и какой именно работой занимается.
Как ни странно, руководитель именно руководит. Он не подменяет своей деятельностью работу сотрудников. Умеет делегировать. Но очень важно понимать, что именно.
Исполнение задач - это функция не одного человека, а всего подразделения, возглавляемого руководителем. Таким образом, задачи ставятся подразделению, а не ему лично. И он, в свою очередь, должен распределить их по уровням компетентности сотрудников. При этом, учитывая и себя, как исполнителя. Так что, руководитель, в своей управленческой роли должен сосредоточиться на планировании ресурсов, постановке задач в правильном формате, отслеживании их выполнения. После чего заняться собственноручным выполнением той части, которая требует его уровня квалификации.
Поэтому, если вы руководите, важно понимать, что делегирование - это не передача подчиненному своих задач. Ваши исполнительские задачи остаются при вас. Делегируете вы именно то, что соответствует квалификации ваших сотрудников. Либо те части большой задачи, которые помогут повысить их профессионализм.
Так что, главное отличие качественного руководителя именно в том, как он работает с задачами. Он оценивает каждого сотрудника и его способность выполнить те или иные операции - применяет индивидуальный подход. И оставляет себе только ту работу, которую сотрудники выполнить не способны в силу недостаточной квалификации или отсутствия доступа к нужной информации. Всё остальное делают его люди.
И конечно же, люди иногда ошибаются. Но хороший руководитель использует их как повод для развития сотрудника, а не для того, чтобы показать свою значимость и компетентность. И принимает решения о поощрении или наказании на основе объективных наблюдений, а не своих эмоций.
Эти тезисы могут показаться довольно простыми. Однако их реализация в практике требует серьезной работы над собой. И над тем, как ставятся задачи.
Если задача для человека новая, то её необходимо подробно обсудить и разбить на контролируемые этапы. Если же задача для человека знакома, то необходимо проверить, насколько работник её выработал. Иногда даже очень знакомые задачи люди начинают выполнять с ошибками. Дело в том, что у них уже отработан определенный алгоритм, и они привыкли обращать внимание на конкретные детали, тем самым упуская промежуточные этапы.
Поэтому, если опытный сотрудник стал работать хуже, с ним необходимо заново обсудить задачи, обновить их. Кстати, стоит быть готовым к сопротивлению с его стороны, ведь он, скорее всего, абсолютно уверен в том, что делает все отлично. Ведь делает это он почти всю жизнь. Но качественный руководитель сумеет преодолеть это сопротивление, понимая своего сотрудника, и используя правильные слова и алгоритмы обратной связи.
В противовес ему, плохой руководитель - это тот, кто подменяет своей работой работу подчиненных. Он действует на основе субъективной информации, своих мнений, эмоций, предубеждений в отношении людей. Чаще всего такой руководитель постоянно устает, нервничает и применяет стереотипные ожидания.
И в результате, выгорает сам и выжигает своих подчиненных. Которые потому жалуются на жизнь и оставляют комментарии вроде: “Все начальники козлы”.
А вам доводилось работать с качественным руководителем?