Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи спокойной, всяческая гамарджоба или как вам угодно!
Представителям поколения 90-х и, уж тем более, осознавшим себя только в новом тысячелетии его имя либо ничего не скажет, либо туманно напомнит о чем-то. Он не был знаменит, не «светился» в зомби-ящиках, не полемизировал яростно с единороссами (или наоборот – с коммунистами), не поражал заумью «романов для себя», вообще – не был нарочито медийной личностью. Зато скольким молодым литераторам он дал путевку в жизнь в затеянной им книжной серии «Другая проза», которую сам же и печатал без какой-либо надежды на прибыль в собственном небольшом, практически семейном, издательстве «Геликон»!
Пик его негромкой – только в кругу выходцев из «андерграунда» ,да вечно борющихся с властями эстетов – популярности пришелся на 80-е – 90-е. Именно тогда начали издавать его «Путешествие рок-дилетанта», сборники повестей и – конечно же! - главную его книгу – гениальнейший роман «Потерянный дом или Разговоры с Милордом», написанные остро, великолепным, хорошей выделки, русским языком, с ярким сатирическим привкусом, но – и это была его отличительная черта! – без какой-то озлобленности, без яда. Ленинградская молодежь, сходившая тогда с ума от наконец-то «дозволенных» «Аквариума», «Кино», «Алисы», «Зоопарка» и «Странных игр», искренне считала Житинского «своим мужиком». Таким же, наверное, считали его и БГ, и Цой, вообще крайне неохотно подпускавший к себе людей «со стороны». А сам Житинский, несмотря на то, что тогда было ему уже к пятидесяти, как-то быстро и легко принял эту новизну – без брюзжания, без отстраненности, просто принял – и полюбил!
Он вообще был идеалистом, подталкивая и поддерживая молодых, пытаясь организовать для них что-то вроде литературного клуба, защищая Петербург от алчных нападок мадам губернаторши, мечтавшей засеять исторический центр черными «зубами» бизнес-центров…
Седоволосый, с крупной головой боксера, безумно обаятельный, очень, возможно, даже слишком, открытый и чуточку разочарованный – таким он был. Дела в издательстве в последние его годы шли не очень хорошо, меценатскую книжную серию «Другая книга» пришлось приостановить, народ перестал либо читать, либо платить за книги, литература большей частью ушла в Интернет. Настало другое время – прагматиков, циников, авторов небрежных текстов, читателей скороспелого «фаст-фуда». Возможно, Александру Николаевичу это стало неинтересно? Может быть, отчасти эта разочарованность и отозвалась подспудно в его последнем романе «Плывун», изданном уже после его ухода?
От себя лично АвторЪ может добавить: более двух, проведенных с Житинским часов в его офисе на Васильевском острове, были фантастическим и «шампанским» мастер-классом. И не только Маэстро от литературы, а мастер-классом Жизнелюбия и Оптимизма... но оптимизма не «беспросветного», а... пожалуй, исполненного мудрости человека поколения, подкоркой помнящего ещё войну, прошедшего со своей Страной все её последующие вехи и катаклизмы. Это поколение уже уходит... да почти ушло. А на смену им приходят другие... не хуже, нет... просто – другие! И литература стала другой, той, что – за редким исключением – можно читать наискось и забыть на следующий день.
С признательностью за прочтение, искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ