Марина Сулчани написала пьесу в пятнадцати картинах про то, как в сентябре 1941 году жители городка на Смоленщине говорили (или уговаривали себя) о том, что война кончилась. Любили и ждали своих мужчин. Как вынуждены были жить бок о бок с теми, с кем воевали их мужья, братья, отцы и сыновья… и кого тоже мог кто-то любить, у кого глаза были такие синие, как у Моцарта…
Дмитрий Терехов сделал для театра «Модерн» сценическую редакцию. На стенах нет никаких плакатов типа «Солдаты Гитлера ― друзья народа», не видно печки, кровати. И вообще, кажется, что это деревня, а не окраина города… хотя, возможно, так всё и выглядело в те-то годы. Окраина города как деревня, где все друг друга знают, судачат разное друг про друга. А ещё чураются местной бабушки Кати. Ругают её, но тайком ходят к ней все… за надеждой, чтоб узнать, где тот, кому сердце отдано, как он, жив ли.
Маленьких детей, кому по семь лет, в спектакле играют молодые артисты. Самую главную из маленьких, Лесю ― дочку главной героини, играет новый член команды театра «Модерн», выпускница Российской государственной специализированной академии искусств Марианна Канивец. Такая большая рядом со своей тётей вдвое старше её, но вдвое меньше… есть в этом диссонансе что-то театральное, спрятанный смысл, к которому приходишь не сразу, а лишь на третий день после спектакля.
Спектакль «Человек с глазами Моцарта» ― премьера нового театрального сезона. Официально состоялась 17 сентября. Перед этим были сыграны спектакли для пап и мам, пресс-показы и появились первые отзывы. Это второй спектакль про войну в театре «Модерн». Первый ― «Война и мир». Но это о другом.
Юрий Грымов давно хотел снять фильм или поставить спектакль о войне. На пресс-конференции он предупредил журналистов и блогеров, чтобы писали аккуратно, не стремились делать это красиво. У режиссёра свои представления о «красках», которыми можно говорить о войне. Того же он требует от своих артистов и ждёт от зрителей:
― Я часто выступаю с критикой современных фильмов о войне, потому что считаю, что нельзя делать фильмы о войне в приключенческом жанре. Это преступление. Такой патриотический гламур (я извиняюсь, но по-другому сказать не могу) ― когда нам показывают, как долго и красиво летит снаряд. Человек, который прошёл войну, такого бы никогда не сделал. Я воспитан на фильмах фронтовиков, это советское кино. 80% занятых в них людей прошли Великую Отечественную в разных качествах. У меня есть знакомый, который воевал, он не может смотреть со звуком документальные фильмы о войне. Он убирает звук на телевизоре. Звук сирены и бомбожки ― это шрам. Война наносит шрамы, которые не зарастают, как у человека, так и у общества.
Не знала, что в первые годы после Второй мировой войны не было открыток со словом «Победа». Думаю, тогда вообще было мало чего-то такого. Бумагу делали для более нужных, жизненно необходимых вещей. А Юрий Вячеславович говорит, что их не было потому, что победить хотел Гитлер. И он побеждал одну страну, вторую, третью, пока не пришёл в Советский Союз. Открытки с Днём Победы появились позже, при Хрущёве.
― Я за то, чтобы мы понимали, что 9 Мая ― это День скорби по тем людям, которые защитили страну и дали нам светлое будущее, ― говорит режиссёр. ― Этот спектакль без военных действий. Мы говорим о семье. Мы говорим про первые месяцы войны. Ещё никто не знал, что такое ужасы войны. Просто мужики ушли на войну, а в городок пришли немцы.
Юрий Грымов извинился за то, что мы как зрители, возможно, сойдём с ума, посмотрев на «Человека с глазами Моцарта».
Великая Отечественная война, которую пережила наша страна, коснулась каждой семьи. Мы говорим об этом постоянно. И каждый раз это болезненно, ещё и потому, что уходит поколение, которое воевало, и даже поколение детей войны. Приходит поколение, которое будет знать (и будет ли?) о Второй мировой и Великой Отечественной именно по книгам, картинам, фильмам и спектаклям. И тут очень важно всё сделать правдиво и качественно. Что будет индикатором качества и правды, пока сложно сказать. Возможно, отзывы старшего поколения. Возможно, слёзы зрителей в конце спектакля… Я плакала.
Анжелика ЛУКИНА, фото Юлии МЕШКОВОЙ