Найти тему

Рецензия на альбом проекта Gregorian "Masters Of Chant: The Final Chapter" (2015)

GREGORIAN
Masters Of Chant: The Final Chapter

℗ 2015 Nemo Studios / earMUSIC / Edel /
Soyuz Music SZCD 6268-15
14 tracks = 64'21"

Альбом проекта Gregorian "Masters Of Chant: The Final Chapter" на iTunes

Не надо думать, что за границами России мало активных потребителей музыки, которым нормальный рок, блюз и джаз – что кость в горле, но и поп-музыка для них является «примитивной и тупой». Именно для такой аудитории изобретается «поп-музыка для умных» – и, похоже, для каждого десятилетия своя. Если в 70-е и 80-е за «музыку для умных» почитались какие-никакие, а все же рок-сочинения Майка Олдфилда, Electric Light Orchestra, The Alan Parsons Project и отчасти Рика Уэйкмана, то к концу 80-х нью-эйдж оказался сформулирован как коммерческая сила, и понеслось… Сперва Enigma, затем Deep Forest, а затем – всё, что из подобной музыки следует. Проект Gregorian «следует» из Enigma в наибольшей степени – еще бы, его создатель Франк Петерсон (он же F. Gregorian) стоял вместе с Михаэлем Крету у истоков Enigma. То есть Франк всегда знал, чего хочет слушатель, чтобы без избытка собственно музыкальной информации казаться чрезвычайно умным – а именно знакомых (для западной публики, естественно) поп- и рок-композиций в напыщенных аранжировках с вокальными партиями на манер грегорианских хоровых распевов.

Другое дело, что Gregorian вначале позиционировался чуть ли не как
a capella-проект, но от коммерческих запросов не убежишь, и в результате напыщенных инструментальных партий в ортодоксальном духе коммерческого нью-эйджа на альбомах проекта с годами становилось всё больше и больше. «Masters Of Chant: The Final Chapter» заявлен как финальная работа Gregorian, и здесь уже невозможно догадаться об изначальной вокальной ориентации проекта: хор совершенно не определяет характер инструментальных аранжировок, сделанных эдак на 95% при помощи компьютерного оркестра, а как бы не совершенно наоборот. Тем не менее, придраться к новинке решительно невозможно: не любите такую музыку – всё равно не полюбите, а для желающих стать умными «…The Final Chapter» наверняка окажется одним из лучших альбомов в своем субстиле не то что года, а как бы не десятилетия. Здесь есть всё, что вы любите, и даже больше: помпезнейшие оркестровые партии, мистические электронные ударные, ангельские гостевые партии вокала Амелии Брайтман (да-да – младшей сестры Сары Брайтман), кавер-версии Великих от The Beatles («In My Life») через Лайонела Ричи («Just For You») до Tears For Fears («Shout!»), многозначительные инструментальные интерлюдии после каждой пьесы (дабы не огорчать сильно умных, они не выделены в отдельные треки, а слиты с предыдущими), ну и, само собой, мужественнее хоровые партии, уже несколько теряющиеся в этой помпезной звуковой оргии. И в данном случае творение указывает не на творца, а на потребителя – оцените тот факт, что мелодика титульного номера восходит к классическому диско конца 70-х, а в вокальном отношении пьесы подаются с таким титаническим значением, что местами становится непроизвольно смешно. Кому смешно, а кому и серьезно – наверняка «…The Final Chapter» ждет солидный коммерческий успех, тем более что основная масса покупателей будет очень обрадована тем, что эдакий альбом появился в продаже не за столь уж долгий срок до католического Рождества. Одним словом, каждый – хоть эксперт, хоть слушатель – останется при своих вкусах и при своих радостях.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •